В целях улучшения декоративных качеств поверхностей мебели применяются различные имитационные способы их отделки.
При поверхностном крашении на поверхность наносятся растворы красителей различными методами — вальцеванием, окунанием, пневматическим распылением и др. При этом поверхность древесины окрашивается на глубину 0,5 мм. Окрашенную поверхность сушат не менее 2 ч при температуре 18-20 °С или 20 мин при температуре 60 °С.
Разновидностью поверхностного крашения является окраска подкрашенными грунтами, порозаполнителями и лаками.
На мебельных предприятиях наиболее производительным и широко распространенным способом крашения является вальцовый, который позволяет вести процесс механизированным методом при скоростях подач деталей до 30 м/мин.
При глубоком крашении раствор красителей по капиллярам через стенки клеток протекает вглубь древесины, способствуя равномерному окрашиванию без вуалирования текстуры. Лучше окрашиваются крупнозернистые породы, т. е. с хорошо проницаемыми для жидкостей полостями клеток (бук, клен, дуб, ольха, береза, липа и др.).
Для глубокого крашения применяют, как правило, смесе — вые красители различной дисперсности и протравы. Крашение выполняют путем длительного вымачивания древесины в ваннах или в автоклавах под давлением, т. е. путем нагнетания красителей при повышенном давлении. Основным недостатком способа глубокого крашения является то, что могут иметь место неокрашенные или плохо окрашенные участки, появляющиеся вследствие наличия в древесине тех или иных пороков.
Имитация текстуры древесины на поверхности обрабатываемого материала может выполняться методами аэрографии, печатания, разделки и др.
Аэрография — способ нанесения рисунка с помощью распыления краски сжатым воздухом. Для этого применяют краскораспылители СО-6 А и СО-3 7 А, которые обеспечивают тонкую регулировку факела за счет малого (0,4-1,2 мм) диаметра сопла. Давление воздуха — 0,2 МПа, скорость перемещения краскораспылителя для получения тонких линий — 1—2 м/мин, широких — 4-5 м/мин.
Аэрографию можно использовать для отделки деталей, сборочных единиц и готовых изделий. Перед нанесением рисунка на поверхности сначала создают общий фон, соответствующий цвету имитируемой породы. По фону наносят рисунок текстуры, а затем накладывают оттенки. Фоновое крашение может быть с закрытием и без закрытия естественной текстуры древесины. Второй способ более качественный, так как сохраняется глубина рисунка, свойственная натуральной древесине. При этом способе естественную текстуру древесины окрашивают растворами красителей, а затем наносят рисунок анилиновыми или гуминовыми красителями. Легче имитируется текстура таких пород как орех, красное дерево, палисандр.
После имитации высушенную поверхность покрывают лаками.
Печатание — нанесение рисунка на поверхность с помощью специальных форм (клише). Существуют различные способы печатания, но наиболее качественную имитацию текстуры древесины можно получить методом глубокой печати, печать может быть одно — и многоцветной. Печатание осуществляют механизированным путем на печатных машинах с печатными формами в виде цилиндрических валов с выгравированными рисунками текстуры древесины.
Сувениры, детскую мебель и другие изделия иногда отделывают с помощью трафаретов. Последние плотно прижимают к отделываемой поверхности и сильно отжатой трафаретной кистью или тампоном наносят краску через прорези трафарета.
При производстве художественной мебели имитационные способы отделки практически не применяют, за исключением крашения. Печатание текстуры древесины требует сложного оборудования, поэтому в Беларуси была закуплена только одна линия и использовалась сначала в объединении «Мало — дечно-мебель», затем в объединении «Бобруйскмебель» для изготовления второстепенных деталей мебели, в основном задних стенок. В связи с этим технология имитационных способов отделки не рассматривается.