Прежде чем рассматривать приемы и способы декорирования мебели, следует дать некоторые определения.
Под декорированием понимают целенаправленные действия дизайнера в процессе проектирования или столяра в процессе изготовления мебели с целью придания ей декоративного внешнего вида. Мебель, изготовленную с использованием тех или иных приемов декорирования, называют мебелью декорированной. Но художественный внешний вид можно получить и без приемов декорирования, и без использования элементов декора (под декором понимают совокупность элементов внешнего вида изделия, предназначенных для украшения). Декоративным может быть сам материал, например текстура шпона или облицовочные пленки под мрамор. Следовательно, мебель декорированная — это та, которая имеет декоративный вид в результате использования специальных приемов декорирования или применения при ее изготовлении декоративных материалов.
Декоративно-художественное решение мебели является одним из важнейших и сложнейших этапов проектирования мебели художественной ориентации. Оно связано с решением других задач и должно соответствовать социальной направленности и адресности мебели, стилевой ориентации, функциональным назначениям изделия и его эксплуатации, архитектурно-художественному замыслу, композиционному решению, особенностям конструкции, свойствам облицовочных и отделочных материалов. Причиной низкого эстетического качества изделий может стать неиерно выбранный способ декорирования или неправильное его применение.
Архитектурно-художественное решение мебели выполняют с использованием различных приемов.
В массовой дешевой мебели форма изделий является функцией конструкции, материала, технологии и специальные приемы декорирования могут не предусматриваться. Это не значит, что такие изделия лишены эстетических достоинств. Красота формы обеспечивается точным соответствием изделия своей функции, грамотно решенной композицией. Сделать такие изделия красивыми не менее сложно, чем изделия художественной ориентации.
Более «сильный» по художественному уровню прием оформления изделий заключается в том, что отдельным конструктивным деталям и изделию в целом придается форма, обладающая художественным содержанием. Специальные элементы декора при этом не используются, формы остаются технологичными, но могут иметь различную сложность. Степень усложнения формы может быть настолько велика, что все изделие воспринимается как высокохудожественное, хотя роль декоративных элементов выполняют только конструктивные детали. Проиллюстрируем сказанное примерами.
На рис. 2.14 изображены кресла, в оформлении которых использованы несложные технологические приемы — строчка и пиковка (сплошная прошивка мягкого элемента с наложением на точки прошивок декоративных пуговиц). Особенно интересную форму изделиям придает пиковка. Она делает форму более скульптурной, художественной. Пиковка полезна и в функциональном плане — по мере усадки настилочных материалов облицовочная ткань не провисает и не лежит складками*
Еще в большей мере к художественной форме можно отнести кресло, показанное на рис. 2.15. В нем важную композиционную роль играют подлокотники, выполненные в виде аркатуры. Но и в этом кресле нет специальных декоративных элементов. Все элементы выполняют конструктивную функцию.
Примеры оформления корпусной мебели без использования приемов декорирования показаны в гл. 1. Красота формы здесь достигнута за счет хорошо решенной функции, четких пропорций, удачных сочетаний материалов, цвета.
В мебели, которую относят к художественной, используют двери сложной формы, профильные карнизы и накладки ящиков, декоративные накладки на стеклах дверей. Такие формы корпусной мебели получили широкое распространение в Беларуси.
При грамотном проектировании часто бывает, что все детали выполняют конструктивную функцию, но их пропорции, цвет, форма, способы соединений выполнены так, что создают эффект художественного изделия.
В мягкой мебели кроме отмеченных приемов используют также накладные декоративные элементы.
Придать изделиям декоративный вид можно за счет подбора материалов. Это могут быть строганый шпон или массив-
Рис. 2.15. Прием оформления кресла |
ная древесина, усложненные виды набора облицовок, цветные эмали, перламутровые лаки и т. п. Наборы облицовок могут быть простыми и фигурными (см. гл. 10). Удачно найденный рисунок фигурного набора в сочетании с хорошо подобранной текстурой шпона может обеспечить красивый внешний вид изделия.
Для декорирования мебели издавна применяются такие способы художественной обработки древесины, как резьба и мозаика.
Резьба чаще выполняется непосредственно на конструктивных элементах изделий мебели. Иногда специальные декоративные элементы выполняют отдельно и затем накладывают на конструктивные (так называемый «накладной деор»). Примеры резьбы приведены в гл. 17-20, там же показаны и примеры использования мозаики.
В современном производстве мебели применяются формы мебели в декоративных стилях прошлых эпох. Но если. раньше декоративные элементы выполняли вручную методом резьбы, то в настоящее время их получают литьем из полимерных материалов. Такая технология распространена в Италии.
Хороший эффект в достижении художественной выразительности мебели дает фурнитура, которая очень разнообразна по форме, материалам, способам отделки. В одних случаях она нейтральна, в других — является сильным декоративным пятном. В’ажное значение имеет выбор фурнитуры, соответствие ее формы стилевым особенностям изделия, характеру декоративных элементов.
В корпусной мебели используется много стекла. Рамочные конструкции застекленных дверей оформляют в последнее время накладными деревянными решетками. Пескоструйная обработка стекол уже почти не применяется.
При разработке форм современной художественной мебели используют архитектурные приемы, характерные для мебели различных стилей прошлых эпох. Покажем важнейшие из них.
Арка — дугообразное перекрытие проема или пролета между опорами. В мебели арка может завершать предмет или отдельные его элементы, например ниши, проемы в дверях. Обрамление, или наличник арочного проема, называется архивольтом или арочным фризом (рис. 2.16). Арка часто используется в декоративных целях, в основном на дверях шкафов. Декорируется орнаментом или обрабатывается по сложному в сечении профилю. В архитектурном сооружении арка завершается замком, который выделяется декоративной
проработкой -— рельефом, Рис. 2.16. Арка:
скульптурным оформлением, 1 — архивольт; 2 — ;<а;,иж
размерами. В мебельном изделии замок не несет нагрузки, поэтому может применяться как декоративный элемент.
Аркатура — непрерывный ряд дугообразных рельефных злементов (как бы архивольтов), идущих но стене (рис. 2.17).
Балюстрада — ограждение, представляющее собой ряд декоративно решенных столбиков, несущих накладной, как правило профилированный, элемент (рис. 2.18).
Волюта — элемент скульптурного орнамента, представляющий собой специальный завиток. Это часто встречающийся мотив оформления передней части подлокотника кресла, дивана (рис. 2.19).
Гирлянда — изображение из цепи сплетенных листьев, иногда обвитых лентой (рис. 2.20). Использовалась в мебели таких стилей, как классицизм и ампир.
Рис. 2.18. Балюстрада |
Рис. 2.17. Аркатура |
Рис. 2.20. Гирлянда |
Рис. 2.21. Ионики |
Рис. 2.19. Волюта |
Ионики — орнаментальный мотив в виде порезок на профилях. Представляет собой яйцеобразные выпуклости в лунках, разделенные остроконечными листьями (рис. 2.21). Обычно используются при оформлении карнизов.
Каннелюры — декоративные вертикально расположенные желобки, идущие по стволу колонны, пилястры, ножки (рис. 2.22). Завершение каннелюров имеет скруглення. В последнее время в мебели их применяют довольно часто при оформлении стоек накладных вертикальных брусов, ножек.
Карниз — элемент архитектурной композиции, завершающий здание или изделие и представляющий собой группу профилей. Самая верхняя его часть имеет наибольший вынос и выступает над остальными. Над карнизом может быть расположен аттик или фронтон (рис. 2.23). В корпусной мебели карниз является неотъемлемым элементом.
Медальон — декоративный элемент в виде круглого, овального или иного обрамления вокруг какого-либо изображения. В прошлом нередко использовался в оформлении мебели.
Орнамент — узор, состоящий из ритмически расположенных элементов. Воспроизводится на изделиях средствами графики, живописи или скульптуры (рельефный орнамент). В характере орнамента, его рисунка и построении появляется стиль эпохи, национальные традиции, а также особенности технологии, например орнамент резной, наборный, прессован* ный, полученный литьем (рис. 2.24). Нередко используется в оформлении мебели.
Рис. 2.22. Розетка (1) и каннелюры (2) |
Пальметта — декоративный мотив, элемент орнамента. Представляет собой изображение распластанного веерообразного пальмового листа с завитками у основания (рис. 2.25).
Рис. 2.23. Карниз (1) и аттик (2) |
Рис. 2.24. Орнамент |
Подзор — декоративный элемент в виде бруска. Подставляется снизу к выступающему элементу конструкции, например к полке над нишей. Нижний край подзора делают фигурным, с декоративным силуэтом. Возможно декоративное решение и лицевой поверхности {рис. 2.26).
Ризалит часть архитектурного сооружения, выступающая в плоскости фасада на всю его высоту. Аналогом ризали та в мебели являются шкафы, более глубокие, чем смежные секции.
Розетка — декоративный элемент круглой, эллиптической или квадратной формы. Растительный или геометрический орнамент на розетке строится симметрично относительно центра или нескольких осей симметрии (см. рис. 2.22).
Цоколь — опорная часть, основание архитектурного сооружения, мебельного изделия. По конструкции обычно представляет собой коробку замкнутого контура. В изделии с проходными опорными стенками создается подобие цоколя путем установки по фасаду под иижней горизонтальной стенкой корпуса так называемой стенки залицовочной, закрывающей просвет между полом и корпусом изделия.
Эркер — полукруглый или граненый выступ в объеме архитектурного сооружения, образуемый увеличением размеров помещения. В отличие от ризалита эркер обычно делается не на всю высоту сооружения и имеет большую поверхность остекления. Эркер активно используется в изделиях корпусной мебели как средство объемно-пространственной композиции. Форма полок внутри эркера соответствует форме последнего.
Примеры архитектурно-художественного решения современной мебели (в том числе в стилях прошлых эпох) показаны в гл. 1, также см. вкл., илл. 11.