Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиПрежде чем рассматривать приемы и способы декорирова­ния мебели, следует дать некоторые определения.

Под декорированием понимают целенаправленные дей­ствия дизайнера в процессе проектирования или столяра в процессе изготовления мебели с целью придания ей декора­тивного внешнего вида. Мебель, изготовленную с использова­нием тех или иных приемов декорирования, называют мебе­лью декорированной. Но художественный внешний вид можно получить и без приемов декорирования, и без использования элементов декора (под декором понимают совокупность эле­ментов внешнего вида изделия, предназначенных для украше­ния). Декоративным может быть сам материал, например текстура шпона или облицовочные пленки под мрамор. Сле­довательно, мебель декорированная — это та, которая имеет декоративный вид в результате использования специальных приемов декорирования или применения при ее изготовлении декоративных материалов.

Декоративно-художественное решение мебели является од­ним из важнейших и сложнейших этапов проектирования мебели художественной ориентации. Оно связано с решением других задач и должно соответствовать социальной направ­ленности и адресности мебели, стилевой ориентации, функци­ональным назначениям изделия и его эксплуатации, архитек­турно-художественному замыслу, композиционному решению, особенностям конструкции, свойствам облицовочных и отде­лочных материалов. Причиной низкого эстетического каче­ства изделий может стать неиерно выбранный способ декори­рования или неправильное его применение.

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиАрхитектурно-художественное решение мебели выполняют с использованием различных приемов.

В массовой дешевой мебели форма изделий является фун­кцией конструкции, материала, технологии и специальные приемы декорирования могут не предусматриваться. Это не значит, что такие изделия лишены эстетических достоинств. Красота формы обеспечивается точным соответствием изде­лия своей функции, грамотно решенной композицией. Сделать такие изделия красивыми не менее сложно, чем изделия ху­дожественной ориентации.

Более «сильный» по художественному уровню прием оформления изделий заключается в том, что отдельным конструктивным деталям и изделию в целом придается форма, обладающая художественным содержанием. Специ­альные элементы декора при этом не используются, формы остаются технологичными, но могут иметь различную слож­ность. Степень усложнения формы может быть настолько велика, что все изделие воспринимается как высокохудоже­ственное, хотя роль декоративных элементов выполняют только конструктивные детали. Проиллюстрируем сказан­ное примерами.

На рис. 2.14 изображены кресла, в оформлении которых ис­пользованы несложные технологические приемы — строчка и пиковка (сплошная прошивка мягкого элемента с наложением на точки прошивок декоративных пуговиц). Особенно интерес­ную форму изделиям придает пиковка. Она делает форму бо­лее скульптурной, художественной. Пиковка полезна и в функ­циональном плане — по мере усадки настилочных материалов облицовочная ткань не провисает и не лежит складками*

Еще в большей мере к художественной форме можно отне­сти кресло, показанное на рис. 2.15. В нем важную компози­ционную роль играют подлокотники, выполненные в виде ар­катуры. Но и в этом кресле нет специальных декоративных элементов. Все элементы выполняют конструктивную функ­цию.

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиПримеры оформления корпусной мебели без использова­ния приемов декорирования показаны в гл. 1. Красота формы здесь достигнута за счет хорошо решенной функции, четких пропорций, удачных сочетаний материалов, цвета.

В мебели, которую относят к художественной, используют двери сложной формы, профильные карнизы и накладки ящи­ков, декоративные накладки на стеклах дверей. Такие формы корпусной мебели получили широкое распространение в Бела­руси.

При грамотном проектировании часто бывает, что все дета­ли выполняют конструктивную функцию, но их пропорции, цвет, форма, способы соединений выполнены так, что создают эффект художественного изделия.

В мягкой мебели кроме отмеченных приемов используют также накладные декоративные элементы.

Придать изделиям декоративный вид можно за счет под­бора материалов. Это могут быть строганый шпон или массив-

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиПриемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиРис. 2.15. Прием оформления кресла

ная древесина, усложненные виды набора облицовок, цветные эмали, перламутро­вые лаки и т. п. Наборы об­лицовок могут быть просты­ми и фигурными (см. гл. 10). Удачно найденный ри­сунок фигурного набора в со­четании с хорошо подобран­ной текстурой шпона может обеспечить красивый вне­шний вид изделия.

Для декорирования мебе­ли издавна применяются та­кие способы художественной обработки древесины, как резьба и мозаика.

Резьба чаще выполняется непосредственно на конструк­тивных элементах изделий мебели. Иногда специальные деко­ративные элементы выполняют отдельно и затем накладыва­ют на конструктивные (так называемый «накладной деор»). Примеры резьбы приведены в гл. 17-20, там же показаны и примеры использования мозаики.

В современном производстве мебели применяются формы мебели в декоративных стилях прошлых эпох. Но если. рань­ше декоративные элементы выполняли вручную методом резьбы, то в настоящее время их получают литьем из поли­мерных материалов. Такая технология распространена в Ита­лии.

Хороший эффект в достижении художественной вырази­тельности мебели дает фурнитура, которая очень разнообразна по форме, материалам, способам отделки. В одних случаях она нейтральна, в других — является сильным декоративным пятном. В’ажное значение имеет выбор фурнитуры, соответ­ствие ее формы стилевым особенностям изделия, характеру декоративных элементов.

В корпусной мебели используется много стекла. Рамочные конструкции застекленных дверей оформляют в последнее время накладными деревянными решетками. Пескоструйная обработка стекол уже почти не применяется.

При разработке форм современной художественной мебели используют архитектурные приемы, характерные для мебели различных стилей прошлых эпох. Покажем важнейшие из них.

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиПриемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиАрка — дугообразное перекрытие проема или пролета между опорами. В мебели арка может завершать предмет или отдельные его элементы, например ниши, проемы в дверях. Обрамление, или наличник арочного проема, называется архивольтом или арочным фризом (рис. 2.16). Арка час­то используется в декоратив­ных целях, в основном на дверях шкафов. Декорирует­ся орнаментом или обраба­тывается по сложному в се­чении профилю. В архитек­турном сооружении арка за­вершается замком, который выделяется декоративной

проработкой -— рельефом, Рис. 2.16. Арка:

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелискульптурным оформлением, 1 — архивольт; 2 — ;<а;,иж
размерами. В мебельном изделии замок не несет нагрузки, поэтому может применяться как декоративный элемент.

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиАркатура — непрерывный ряд дугообразных рельефных злементов (как бы архивольтов), идущих но стене (рис. 2.17).

Балюстрада — ограждение, представляющее собой ряд де­коративно решенных столбиков, несущих накладной, как пра­вило профилированный, элемент (рис. 2.18).

Волюта — элемент скульптурного орнамента, представля­ющий собой специальный завиток. Это часто встречающийся мотив оформления передней части подлокотника кресла, дива­на (рис. 2.19).

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиГирлянда — изображение из цепи сплетенных листьев, иногда обвитых лентой (рис. 2.20). Использовалась в мебели таких стилей, как классицизм и ампир.

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиПриемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Рис. 2.18. Балюстрада

Рис. 2.17. Аркатура

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Рис. 2.20. Гирлянда

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Рис. 2.21. Ионики

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Рис. 2.19. Волюта

Ионики — орнаментальный мотив в виде порезок на про­филях. Представляет собой яйцеобразные выпуклости в лун­ках, разделенные остроконечными листьями (рис. 2.21). Обыч­но используются при оформлении карнизов.

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиКаннелюры — декоративные вертикально расположенные желобки, идущие по стволу колонны, пилястры, ножки (рис. 2.22). Завершение каннелюров имеет скруглення. В последнее время в мебели их применяют довольно часто при оформле­нии стоек накладных вертикальных брусов, ножек.

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиКарниз — элемент архитектурной композиции, завершаю­щий здание или изделие и представляющий собой группу про­филей. Самая верхняя его часть имеет наибольший вынос и выступает над остальными. Над карнизом может быть распо­ложен аттик или фронтон (рис. 2.23). В корпусной мебели карниз является неотъемлемым элементом.

Медальон — декоративный элемент в виде круглого, оваль­ного или иного обрамления вокруг какого-либо изображения. В прошлом нередко использовался в оформлении мебели.

Орнамент — узор, состоящий из ритмически расположен­ных элементов. Воспроизводится на изделиях средствами гра­фики, живописи или скульптуры (рельефный орнамент). В характере орнамента, его рисунка и построении появляется стиль эпохи, национальные традиции, а также особенности технологии, например орнамент резной, наборный, прессован* ный, полученный литьем (рис. 2.24). Нередко используется в оформлении мебели.

Рис. 2.22. Розетка (1) и каннелюры (2)

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиПриемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Пальметта — декоративный мотив, элемент орнамента. Представляет собой изображение распластанного веерообраз­ного пальмового листа с завитками у основания (рис. 2.25).

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Рис. 2.23. Карниз (1) и аттик (2)

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Рис. 2.24. Орнамент

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиПриемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Подзор — декоративный элемент в виде бруска. Подстав­ляется снизу к выступающему элементу конструкции, на­пример к полке над нишей. Нижний край подзора делают фигурным, с декоративным силуэтом. Возможно декоратив­ное решение и лицевой поверхности {рис. 2.26).

Ризалит часть архитектурного сооружения, выступаю­щая в плоскости фасада на всю его высоту. Аналогом ризали та в мебели являются шкафы, более глубокие, чем смежные секции.

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебелиРозетка — декоративный элемент круглой, эллиптической или квадратной формы. Растительный или геометрический орнамент на розетке строится симметрично относительно цен­тра или нескольких осей симметрии (см. рис. 2.22).

Цоколь — опорная часть, основание архитектурного соору­жения, мебельного изделия. По конструкции обычно пред­ставляет собой коробку замкнутого контура. В изделии с про­ходными опорными стенками создается подобие цоколя пу­тем установки по фасаду под иижней горизонтальной стенкой корпуса так называемой стенки залицовочной, закрывающей просвет между полом и корпусом изделия.

Эркер — полукруглый или граненый выступ в объеме ар­хитектурного сооружения, образуемый увеличением размеров помещения. В отличие от ризалита эркер обычно делается не на всю высоту сооружения и имеет большую поверхность ос­текления. Эркер активно используется в изделиях корпусной мебели как средство объемно-пространственной композиции. Форма полок внутри эркера соответствует форме последнего.

Примеры архитектурно-художественного решения совре­менной мебели (в том числе в стилях прошлых эпох) пока­заны в гл. 1, также см. вкл., илл. 11.

Приемы архитектурно-художественного решения изделий мебели

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.



elitnamebel.ru