Работа над формой изделия представляет, собой сложный процесс. Необходимо в комплексе взаимоувязать социальные, функциональные, эргономические, эстетические, технологические и экономические требования. Если учитывать только ху-
2 А А. Барташевич дожественную сторону формы изделия, то его производство может оказаться очень сложным и дорогостоящим. При учете же технологических и экономических требований к изделиям можно свести их формы к однообразным и скучным. Для достижения красоты изделий и обеспечения технологических, экономических и других требований дизайнер должен уметь использовать в процессе проектирования закономерности построения формы, т. е. закономерности композиции.
Форма любого изделия характеризуется свойствами и качествами. Одни из них могут быть главными, определяющими данную форму, другие — менее важными, второстепенными. В процессе проектирования используются различные средства формообразования.
При оценке формы готового изделия средства композиции выступают в роли критериев качества (симметрия — симметричность, пропорции — пропорциональность и т. д.). Объективными критериями оценки формы могут выступать и такие показатели, как функция изделия, материал и его свойства, соответствие изделия эргономическим, экологическим и другим требованиям.
В процессе работы над композицией изделия используется обычно не одно, а несколько композиционных средств, так как целостность и гармоничность формы одним средством обеспечить невозможно. Отметим важнейшие из них.
Тектоника. Это понятие зримо связывает форму и конструктивную основу предмета, характер распределения нагрузок, легкость или тяжесть, прочность изделия. На рис. 2.10 показаны табурет и банкетка. Табурет смотрится примитивно, так как толщина его сиденья явно не соответствует массивному основанию. Здесь нарушено соотношение частей. В банкетке такого несоответствия нет, и она смотрится нормально.
Симметрия и асимметрия. Симметричные по форхме изделия имеют явную ось симметрии, у асимметричных она отсут-
Рис. 2.10. Нарушение тектонического характера формы табурета (слева) и его нормальное выражение в банкетке |
стнует {рис. 2.11). Работа над асимметричной формой сложнее. Здесь необходимо обеспечить композиционное равновесие {оно также является свойством композиции), т. е. такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы меж — ду собой, зрительно уравновешены.
Рис. 2.11. Пример перехода от симметричной формы к асимметричной: а — форма симметричная: б — небольшое отступление от симметрии; в — отступление пт симметрии, переходящее а асимметрию |
При проектировании современной мебели часто используют такой прием: основа формы симметричная, но в нее включают асимметричные элементы {рис. 2.11).
Пропорции. Они означают соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предметов между собой и по отношению к целому. При проектировании мебели данное средство композиции является важнейшим и на нем может строиться вся композиция, т. е. форма изделия.
Одним из средств пропорциональной гармонизации формы является «золотое сечение*. Эта золотая пропорция (как назвал ее Леонардо да Винчи) означает деление отрезка АС на две части так, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС, как весь отрезок АС относится к АВ, т. е. АВ : ВС ^ АС : АВ. Если принять, что АС = 1, тогда АВ = 0,618, а АС : АВ = 1,62. Этой пропорции приписывали особые эстетические свойства, ее возводили в ранг основной формулы гармонии. «Золотое сечение» приобрело значение символа высших эстетических ценностей культуры.
На основе пропорциональных отношений строится система унификации, которая используется при массовом производстве мебели.
Унификация означает рациональное сокращение числа элементов одинакового функционального назначения, приведение их к наименьшему количеству. Из ограниченного числа элементов можно создавать разнообразие вариантов изделий, используя приемы комбинаторики (перестановки элементов). Такой пример показан на рис. 2.12. Из ограниченного числа типоразмеров элементов построено несколько вариантов изделий.
Число композиционных построений можно увеличивать за счет разнообразия фурнитуры, декоративных элементов, рисунка и цвета облицовочных материалов и т. д.
Унификация тесно связана с таким средством композиции, как метрические повторы. Оно означает неоднократное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом. Метрические повторы могут быть простыми и сложными. Это видно на примере рис. 2.13. Здесь повторяются одинаковые двери в верхнем ряду — это простой повтор. Сложный повтор — чередование отдельных секций, каждая из которых представляет собой сложный элемент.
Для достижения художественной выразительности формы простых повторов элементов недостаточно. Поэтому неоднократные повторы, как правило, дополняют другими композиционными приемами. Например, чередуют элементы разного цвета или формы, на одинаковые щитовые элементы наклады-
Рис. 2.12. Варианты компоновок шкафов из унифицированных элементов — дверей и ящиков |
□ |
Рис. 2.13. Набор мебели, в котором сочетаются простые (верхний ряд дверей) и сложные (отдельные шкафы) метрические повторы |
вают различные декоративные элементы, ставят разную фурнитуру и т. д.
В процессе работы над формой активно используются такие средства, как контраст, нюанс и тождество. Под контрастом понимают резкое различие между однородными свойствами — Контрастные формы всегда выразительны и выделяются среди других. Но если контраст слитком резкий, связь элементов может разрушиться, а форма.— зрительно распасться на части.
Нюансы служат для смягчения контрастов. Они означают небольшое различие свойств. Нюанс — это последовательный переход от одного свойства к другому, например от светлого к темному, от большого к малому и т. п, Нюанс может проякляться в цвете, декоре, текстуре, повторах, пропорциях и других свойствах.
Тождество означает равенство сопоставимых элементов. Оно используется в тех случаях, когда имеют место повторы унифицированных элементов.
При проектировании мебели важную роль играет пластика. Она определяет характер переходов между линиями и плоскостями, выявляет рельефность формы, насыщенность ее тенями или светом. Форма, которой не хватает пластичности, воспринимается сухой и аскетичной.
Характер перехода образующих линий имеет особенно важное значение для мебели художественной ориентации. Во многом он определяется свойствами материалов и технологией производства. Например, использование древесностружечных плит и круглых плит для обработки щитов в размер обусловило прямые углы между пластями и кромками. Это придает изделию четкую граненую форму, лишенную пластичности. Для художественной мебели такая форма не характерна — здесь необходимы профильные кромки щитов различной сложности и криволинейные очертания контуров пластей, что и придает мебели пластичность и скульптурность. Для получения таких форм необходимы другие материалы, например массивная древесина или пластмассы, а также другие приемы из обработки — фрезерование, точение, гнутье, прессование с одновременным гнутьем, литье, резьба и др.
Пластика формы во многом является и субъективным средством формообразования, т. е. каждый дизайнер может по-своему определять внешний характер формы при тех же материалах и технологии производства.
В большой мере субъективным средством композиции является и цвет. Индивидуальное отношение дизайнера к цвету обусловливается художественным подходом.
Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С <*го помощью можно подчеркнуть или ослабить определенные элементы, т. с. создать контрасты или нюансы. Цветом мож — mi корректировать пропорции, создавать композиционные І ІІНЗИ между отдельными частями формы или между отдельными предметами в интерьере.