Формообразование мебели

Формообразование мебелиРабота над формой изделия представляет, собой сложный процесс. Необходимо в комплексе взаимоувязать социальные, функциональные, эргономические, эстетические, технологиче­ские и экономические требования. Если учитывать только ху-

Формообразование мебели2 А А. Барташевич дожественную сторону формы изделия, то его производство может оказаться очень сложным и дорогостоящим. При уче­те же технологических и экономических требований к изде­лиям можно свести их формы к однообразным и скучным. Для достижения красоты изделий и обеспечения технологи­ческих, экономических и других требований дизайнер должен уметь использовать в процессе проектирования закономерно­сти построения формы, т. е. закономерности композиции.

Форма любого изделия характеризуется свойствами и ка­чествами. Одни из них могут быть главными, определяющими данную форму, другие — менее важными, второстепенными. В процессе проектирования используются различные средства формообразования.

Формообразование мебелиПри оценке формы готового изделия средства композиции выступают в роли критериев качества (симметрия — симмет­ричность, пропорции — пропорциональность и т. д.). Объек­тивными критериями оценки формы могут выступать и такие показатели, как функция изделия, материал и его свойства, со­ответствие изделия эргономическим, экологическим и другим требованиям.

В процессе работы над композицией изделия используется обычно не одно, а несколько композиционных средств, так как целостность и гармоничность формы одним средством обес­печить невозможно. Отметим важнейшие из них.

Тектоника. Это понятие зримо связывает форму и конст­руктивную основу предмета, характер распределения нагрузок, легкость или тяжесть, прочность изделия. На рис. 2.10 показа­ны табурет и банкетка. Табурет смотрится примитивно, так как толщина его сиденья явно не соответствует массивному основанию. Здесь нарушено соотношение частей. В банкетке такого несоответствия нет, и она смотрится нормально.

Формообразование мебелиСимметрия и асимметрия. Симметричные по форхме изде­лия имеют явную ось симметрии, у асимметричных она отсут-

Формообразование мебели

Формообразование мебелиРис. 2.10. Нарушение тектонического характера формы табурета (слева) и его нормальное выражение в банкетке

стнует {рис. 2.11). Работа над асимметричной формой сложнее. Здесь необходимо обеспечить композиционное равновесие {оно также является свойством композиции), т. е. такое состо­яние формы, при котором все элементы сбалансированы меж — ду собой, зрительно уравновешены.

Формообразование мебели

Формообразование мебелиФормообразование мебели

Рис. 2.11. Пример перехода от симметричной формы к асимметричной: а — форма симметричная: б — небольшое отступление от симмет­рии; в — отступление пт симметрии, переходящее а асимметрию

При проектировании современной мебели часто использу­ют такой прием: основа формы симметричная, но в нее вклю­чают асимметричные элементы {рис. 2.11).

Пропорции. Они означают соразмерность, определенное со­отношение отдельных частей предметов между собой и по от­ношению к целому. При проектировании мебели данное сред­ство композиции является важнейшим и на нем может стро­иться вся композиция, т. е. форма изделия.

Одним из средств пропорциональной гармонизации формы является «золотое сечение*. Эта золотая пропорция (как на­звал ее Леонардо да Винчи) означает деление отрезка АС на две части так, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС, как весь отрезок АС относится к АВ, т. е. АВ : ВС ^ АС : АВ. Если принять, что АС = 1, тогда АВ = 0,618, а АС : АВ = 1,62. Этой пропорции приписывали особые эстетические свойства, ее возводили в ранг основной формулы гармонии. «Золотое сечение» приобрело значение символа высших эстетических ценностей культуры.

На основе пропорциональных отношений строится система унификации, которая используется при массовом производ­стве мебели.

Унификация означает рациональное сокращение числа эле­ментов одинакового функционального назначения, приведение их к наименьшему количеству. Из ограниченного числа эле­ментов можно создавать разнообразие вариантов изделий, ис­пользуя приемы комбинаторики (перестановки элементов). Такой пример показан на рис. 2.12. Из ограниченного числа типоразмеров элементов построено несколько вариантов изде­лий.

Число композиционных построений можно увеличивать за счет разнообразия фурнитуры, декоративных элементов, ри­сунка и цвета облицовочных материалов и т. д.

Формообразование мебелиУнификация тесно связана с таким средством компози­ции, как метрические повторы. Оно означает неоднократное повторение какого-либо элемента с одинаковым интервалом. Метрические повторы могут быть простыми и сложными. Это видно на примере рис. 2.13. Здесь повторяются одинаковые двери в верхнем ряду — это простой повтор. Сложный повтор — чередование отдельных секций, каждая из которых пред­ставляет собой сложный элемент.

Для достижения художественной выразительности формы простых повторов элементов недостаточно. Поэтому неодно­кратные повторы, как правило, дополняют другими компози­ционными приемами. Например, чередуют элементы разного цвета или формы, на одинаковые щитовые элементы наклады-

Формообразование мебелиФормообразование мебели

Формообразование мебели

Формообразование мебели

Формообразование мебели

Формообразование мебелиРис. 2.12. Варианты компоновок шкафов из унифицированных элементов — дверей и ящиков

Формообразование мебели

Формообразование мебели

Формообразование мебелиФормообразование мебели

Формообразование мебелиРис. 2.13. Набор мебели, в котором сочетаются простые (верхний ряд дверей) и сложные (отдельные шкафы) метрические повторы

вают различные декоративные элементы, ставят разную фурнитуру и т. д.

В процессе работы над формой активно используются та­кие средства, как контраст, нюанс и тождество. Под контрас­том понимают резкое различие между однородными свой­ствами — Контрастные формы всегда выразительны и выделя­ются среди других. Но если контраст слитком резкий, связь элементов может разрушиться, а форма.— зрительно распасть­ся на части.

Нюансы служат для смягчения контрастов. Они означа­ют небольшое различие свойств. Нюанс — это последова­тельный переход от одного свойства к другому, например от светлого к темному, от большого к малому и т. п, Нюанс может проякляться в цвете, декоре, текстуре, повторах, пропорциях и других свойствах.

Тождество означает равенство сопоставимых элементов. Оно используется в тех случаях, когда имеют место повторы унифицированных элементов.

При проектировании мебели важную роль играет пласти­ка. Она определяет характер переходов между линиями и плоскостями, выявляет рельефность формы, насыщенность ее тенями или светом. Форма, которой не хватает пластичности, воспринимается сухой и аскетичной.

Характер перехода образующих линий имеет особенно важное значение для мебели художественной ориентации. Во многом он определяется свойствами материалов и технологи­ей производства. Например, использование древесностружеч­ных плит и круглых плит для обработки щитов в размер обус­ловило прямые углы между пластями и кромками. Это при­дает изделию четкую граненую форму, лишенную пластично­сти. Для художественной мебели такая форма не характерна — здесь необходимы профильные кромки щитов различной сложности и криволинейные очертания контуров пластей, что и придает мебели пластичность и скульптурность. Для полу­чения таких форм необходимы другие материалы, например массивная древесина или пластмассы, а также другие приемы из обработки — фрезерование, точение, гнутье, прессование с одновременным гнутьем, литье, резьба и др.

Пластика формы во многом является и субъективным средством формообразования, т. е. каждый дизайнер может по-своему определять внешний характер формы при тех же материалах и технологии производства.

В большой мере субъективным средством композиции яв­ляется и цвет. Индивидуальное отношение дизайнера к цвету обусловливается художественным подходом.

Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С <*го помощью можно подчеркнуть или ослабить определенные элементы, т. с. создать контрасты или нюансы. Цветом мож — mi корректировать пропорции, создавать композиционные І ІІНЗИ между отдельными частями формы или между отдель­ными предметами в интерьере.

Формообразование мебели

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.



elitnamebel.ru