Стили мебели

Стили мебелиПод стилем понимают характерную устойчивую общность содержания творческих принципов, характера и художествен­ного выражения наиболее существенных признаков матери­альной и духовной культуры конкретного исторического пе­риода. В отличие от стиля мода характеризуется более крат­ковременным и поверхностным изменением форм предме­тов.

Мебель стала создаваться вместе с появлением жилища еще в период зарождения цивилизации. В Древнем мире, осо­бенно в таких странах, как Египет, Греция, Рим, были созданы многие инструменты, с помощью которых вырабатывались различные виды мебели. В ряде случаев создавались изящные формы мебели, которые послужили образцами для последую­щих эпох (рис. 1.1).

После упадка античной культуры на многие века устано­вился всеобщий застой. Первой художественной системой средневековья большинства стран Европы явился романов­ский стиль (Х-ХІІ вв.). Основными изготовителями мебели были кузнец и плотник, поэтому формы изделий были про­стыми и грубыми. Но, несмотря на это, черты романовского стиля (рис. 1.2) оказались живучими в народной мебели, что можно объяснить сходством условий изготовления. Изготови­тели народной мебели далеко не все были мастерами, а инст­румент часто ограничивался ножовкой, стамеской, молотком и ручным рубанком. Таким условиям соответствуют упрощен­ные, грубоватые формы изделий из натуральной древесины, которые могли нравиться не меньше, чем предметы с полиро-

Стили мебелиСтили мебели

Рис. 1.1. Мебель Древнего мира: а — плетеное кресло (Рим, III в. до м. э.); б — мраморные опоры сто­ла* кар тиб у ла; в — табурет из дерева и бронзы (Рим, II в. до н. э.)

Стили мебели

ванными щитами из дре­весностружечных плит, облицованных бумагой «под дерево».

Стили мебелиВ эпоху готического стиля (XII—XV. вв.) ме­бель делают уже столяр, резчик, живописец, позо­лотчик. С усовершенство­ванием технологии изде­лиям придается строй­ность и простота формы. Рис. 1.2. Стол

Стили мебелиУкрашение их выполняет — в романском стиле

Стили мебелися резьбой и росписью.

После средневековья начала формироваться новая культу­ра. Грубости средневековья была противопоставлена культура далеких предков, начала возрождаться античная культура. Этот период, и соответственно стиль, получил название Воз­рождение или Ренессанс (XV-XVI вв.).

Архитектура и интерьер становятся богаче, формы мебели усложняются. При ее изготовлении используются архитек­турные приемы — колонны, пилястры, карнизы, фронтоны и др. Декорированию подвергаются почти все элементы мебели {рис. 1.3). Кроме геометрического орнамента применяются

Стили мебели

Рис. 1.3. Мебель эпохи Возрождения: а — резной двухкорпусный шкаф; б — стол; в — кресло курульное: г — стул резной работы

фантастические композиции — вплетенные во вьющиеся рас­тения фигуры животных, человеческие головы и т. б. Получа­ет развитие техника облицовывания и декорирования поверх­ности методом интарсии. Для украшения применяются рос­пись, инкрустация, позолота. Мотивы стиля Ренессанс встреча­ются и в современной мебели.

Стили мебелиВ эпоху Возрождения явного разрыва между декором и конструкцией изделия, функцией и формой еще не было, но в завершающий период он уже наметился.

Стили мебелиВ начале XVII в. на смену стилю возрождения пришел но­вый — барокко, который зародился в Италии. К этому време­ни были преодолена феодальная замкнутость. Архитектура и мебель выражали идеалы монархии, аристократии и церкви. Уклад жизни и желание знати показать свой престиж и богат­ство выразились в декоративности и роскоши, причудливости форм и нарядности нового стиля. Особой роскошью отлича­лись интерьеры. Для их отделки использовались лепка, рос­пись, скульптура, мрамор и позолота. Для мебели были харак­терны безудержная пышность, преобладание криволинейных форм над прямолинейными (рис. 1.4). Широко применялось лакирование элементов, для декорирования использовались дорогие материалы. Изменился набор мебели: вместо ларей и сундуков делаются шкафы и кабинеты, стол-бюро, футляры для часов и др.

Стили мебелиСтили мебели

Рис. 1.4. Мебель в стиле барокко: а — кресло; б — кровать

По мере экономического развития и роста богатства усили­лось тяготение к роскошной жизни. Эталоном для подража­ния во всей Европе становится французский стиль. Парадные помещения со второй четверти XVIII в. отделываются в стиле рококо. Для него характерны изящная декоративность, утон­ченность и вычурность форм, отсутствие прямых линий (рис. 15). Декор скрывал конструкцию и не согласовывался с ней

Стили мебели

Стили мебелиСтили мебели

Рис. 1.5. Мебель стиля рококо: а — комод; б — кресло

{рис. 1.5, а). В орнаменте использовались завитки на расти­тельные темы, раковины причудливых форм. Как и при сти­ле барокко, материал уподоблялся некой аморфной массе, из которой лепилась любая форма, задуманная художником (см. вкл., илл. 1).

Светская жизнь протекала в небольших уютных комнатах, и это повлияло на размеры и состав изделий. Вместо громозд­ких предметов барокко появляются небольшие й легкие изде­лия. Наиболее излюбленным предметом был комод (как в эпоху барокко — кабинет).

Интерьеры в стиле рококо являли собой эталон элегантно­сти. В цветовом решении преобладали нежные пастельные тона, сочетание белого с голубым, зеленым или розовым. Ис­пользовалось золочение и другая дорогая отделка.

В эпоху рококо зарождается представление об интерьере как целостном пространстве, достигается полное стилевое единство всех составляющих интерьера.

Стили мебелиСтиль барокко и еще в большей степени стиль рококо яв­ляются наиболее излюбленными при производстве современ­ной художественной мебели. Но современные изделия, часто выполняемые машинным способом, не воспроизводят тонко­сти декора как в старые времена, а скорее обобщенно, схема­тично напоминают черты этих стилей.

В современной мебели детали сложных форм изготавлива­ют также методом литья из полимерных материалов с их пос­ледующей облицовкой пленками, имитирующими древесину. Такой способ изготовления художественной мебели под исто­рические стили является более дешевым, но не имеет той цен­ности, как при производстве мебели из натуральных материа-

лов. Здесь уместно сравнение картины, нарисованной ху­дожником, с той же картиной, размноженной в типографии на бумаге.

На смену вычурности и манерности рококо во второй по­ловине XVIII в. пришел стиль классицизм. Щиты и ножки в изделиях выпрямились, вновь ожили античные мотивы в орнаменте. Форма подчеркивает конструктивный принцип изделий, декор не маскирует конструкцию, а подчеркивает ее (см. вкл., илл. 2). Линии декора повторяют очертания предмета и его отдельных деталей. Мягкие элементы стуль­ев и кресел обиваются специальными тканями с цветочным орнаментом, иногда применяется позолота. Основным укра­шением служит маркетри (рисунок, составленный из тонких пластинок древесины различных пород и накладываемый на всю отделываемую поверхность), облицовка шпоном красно — * го дерева с легкой бронзовой отделкой, отделка воском или лаком. Политура изобретена в конце XVIII в., но начала широко применяться лишь в XIX в.

Формы и мотивы классицизма также являются излюблен­ными в современной художественной мебели, но используются упрощенно, приспосабливаясь к машинному массовому произ­водству.

Стили мебелиНа смену классицизму в конце XVIII в. приходит пышный, воинствующий стиль ампир (рис. 1.6). В мебели копируются античные образцы. В столах применяются опоры, аналогич­ные мраморным опорам римских столов. В орнамент вводятся мотивы с фигурами людей и животных, мистических существ, символы императорского Рима — щиты, шлемы, копья, лав­ровые венки и др. Используется простое, но технически со-

Стили мебели

Стили мебелиРис. 1.6. Мебель стиля ампир: а — стол с опорами в виде золоченых кариатид; б — кресло

вершенное облицовывание. Отполированные поверхности из­делий декорируются бронзовыми накладками тонкой работы, иногда резными золочеными элементами.

Стили мебелиВ первой трети XIX в. формы мебели изменяются в соот­ветствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядо­ченной жизни. Новый стиль в Западной Европе, продержав­шийся до середины XIX в., получил название бидермейер. Он унаследовал от ампира основные принципы построения, но без его аристократичности. Правда, изделия были практичными и удобными, они освобождались от чужеродного декора. Крите­рием их красоты становилось удобство формы и качество сто­лярной работы. Эстетические достоинства обеспечивались точ­ными пропорциями, хорошим подбором текстуры древесины, расцветок и рисунков облицовочных материалов (рис. 1.7). Черты этого стиля начали использоваться и в современной мебели массового производства.

Стили мебели

Стили мебелиРис. 1.7. Мебель стиля бидермейер: а — диван, стол « с туя; б — книжный шкаф

До XIX в. мебель делали в основном ручным способом, в единичных экземплярах, по заказу. Но ручной труд был дове­ден до технического совершенства.

Что касается мебели простого народа, то ее делали в каж­дой семье самостоятельно, как и другие бытовые предметы. Так в Беларуси почти в каждой семье имелись простейшие наборы столярно-плотницких инструментов, а многие мастера имели и более сложные инструменты (например, сверла для выборки отверстий глубиной до метра в деталях мельниц). Изделия мебели в основном были простых конструкций, COOT — ветствовали возможностям ручных инструментов. Но эстети­ческие представления так или иначе вкладывались в любую изготавливаемую вещь. Примером могут служить кровати, показанные на рис. 1.8.

В XIX в. (с формированием капиталистических отноше­ний) появилось массовое мебельное производство. Мебель ста­ли делать быстрее, больше, дешевле, но качество ее резко ухуд­шилось. С помощью машины изготавливали однотипные заго­товки, а из них — однотипные предметы. Менялся характер труда. Из творческого он превращался в монотонный. Пре­жние художественно совершенные образцы мебели, рассчитан­ные на ручной труд, для машинного производства не годились из-за сложности. Не осваивались и новые материалы, так как не было прогрессивных идей для создания нового стиля.

Для новых условий пригодных проектов не оказалось. К машинной технологии приспосабливали формы ручной рабо­ты. Девятнадцатый век оказался эпохой смешения различных стилей, так называемой эклектики. Чтобы придать грубым не­совершенным изделиям видимость произведений прикладного искусства, использовались формы прошлых эпох (рис. 1.9, а). Порочность эклектизма заключалась в его оформительском характере, искажении конструкции и технической формы,

Стили мебелиСтили мебели

Рис. 1.8. Кровати в исполнении белорусских крестьян

Стили мебели

Рис. 1.9. Новые стили и модерн: а — кресло в неоготическом стиле; б — шкаф для столовой; в — кресло в стиле модерн

Стили мебелипротиворечии функции и формы. Такая опасность существует и сейчас, когда при непрофессиональном проектировании ста­раются сделать «красивое» изделие, используя одновременно мотивы нескольких декоративных стилей.

В конце XIX в. зарождается стиль модерн. Используятся но­вые, причудливые формы, нередко вопреки логике (рис. 1.9, б, в). Орнамент маскировал конструкцию и не считался с ней. От­рицали симметрию, избегали двух одинаковых по форме изде­лий и даже деталей. Композиции выполняли асимметрично, даже в одном изделии стремились сделать детали и ниши разных размеров. Не лучшим образом решался и интерьер комнат.

Стили мебелиИскусственно созданный под влиянием моды модерн из­жил себя уже в начале XX в. и начал вытесняться новым стилем — конструктивизмом. В основе этого стиля лежала целесообразность. Главную роль отводили конструкции, а не декорации. Появляются новые типы мебели — секционная, комбинированная (диван-кровать, кресло-кровать, стол-бюро и др.), специализированная.

В целом конструктивизм явился прогрессивным направ­лением, однако конструкция считалась чуть ли не единствен­ной носительницей функциональных и эстетических качеств
предмета. В мебели это направление стало формалистическим {рис. 1.10, а).

Чрезмерное подчеркивание утилитарного характера изде­лий, их целесообразности привело к появлению еще одного направления — функционализма. Выпячивание функции не­редко шло в ущерб ей же. Например, стул, показанный на рис. 1.10, б, имеет такое сиденье, что сидящему на нем невозможно менять положение, масса тела распределяется неравномерно, а это ведет к быстрой утомляемости человека.

Стили мебели

Стили мебели

Стили мебели

Стили мебелиРис. 1.10. Мебель второй половины XIX — начала XX в.: а — иаппарат для сидения» в духе конструктивизма; б — стул обте­каемой формы в духе функционализма: в — гнутый «венский» стул

Стили мебели

Стили мебелиРис. 1.11. Кресло ду­бовое резное в псевдо­русском стиле (конец XIX в.)

Необходимо отметить, что в пери­од длительного застоя мебельного искусства были и прогрессивные на­ходки. В первую очередь к ним сле­дует отнести гнутую, так называемую «венскую*, мебель (рис. 1.10, в). Не­большой расход древесины, легкость, прочность и сравнительная доступ­ность обусловили ее широкое рас­пространение. Это мебель отличает­ся технологичностью изготовления, единством конструктивного и худо­жественного решения.

Желание сохранить нацио­нальные черты приводило к подра­жанию крестьянскому искусству, что порой порождало нелепые формы, противоречащие функциональному назначению и подлинным традици­ям народной мебели (рис. 1.11).

Стили мебелиВ довоенный период мебель для массового потребления из­готовлялась по устаревшим формам модерна и конструкти­визма, а для общественных зданий — в народном стиле. Поз­же народные формы проникли и в бытовую мебель, ограничив возможность ее индустриального производства. Каждое изде­лие выполнялось, как законченное целое, а это не всегда дава­ло возможности создать удобный интерьер.

Стили мебелиТолчком к перестройке мебельной отрасли послужили все­союзные конкурсы 1958 и 1861 гг, на лучшие образцы быто­вой мебели.

Вместо громоздких и сложных изделий начали выпускать наборы для одно-, двух — и трехкомнатных квартир, кухонь и других функциональных зон {рис. 1.12). Появилась секцион­ная, трансформируемая и стеллажная мебель.

Стили мебели

Стили мебелиРис. 1.12. Мебель для общей комнаты начала 60-х годов

Примерно до середины 70-х годов выпускались изделия стандартизованных однотипных форм. Проектирование отли­чалось скупостью средств и приемов художественной вырази­тельности, ориентировалось на функционально-конструктив­ные экономические решения. Но среди потребителей выяви­лось стремление к усилению декоративно-художественной функции мебели. Производство такой мебели было начато после третьего всесоюзного конкурса (1974-1975 гг.). В конце 70-х годов зарождается производство мебели в духе прошлых стилей. Такая мебель воспринимается как предмет декоратив­но-прикладного искусства, для нее характера повышенная де­коративность.

В 1982—1983 гг. был проведен четвертый всесоюзный кон­курс на новые образцы мебели для типовых квартир. Были определены наиболее массовые группы мебели: наборы кор­пусных изделий для общих комнат, для индивидуальных и групповых жилых комнат в квартире, для однокомнатных квартир, рабочих комнат, спален, кухонь, детских комнат, при­хожих. Появилась необходимость выпускать и отдельные, так называемые штучные, изделия. Мебель стали проектировать с учетом функциональной целесообразности, эргономических и гигиенических требований, удобного размещения изделий в помещении. В комплекты мебели, особенно кухонной, встраи­вается различная бытовая техника и т. д.

Стили мебели

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.



elitnamebel.ru