Под стилем понимают характерную устойчивую общность содержания творческих принципов, характера и художественного выражения наиболее существенных признаков материальной и духовной культуры конкретного исторического периода. В отличие от стиля мода характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением форм предметов.
Мебель стала создаваться вместе с появлением жилища еще в период зарождения цивилизации. В Древнем мире, особенно в таких странах, как Египет, Греция, Рим, были созданы многие инструменты, с помощью которых вырабатывались различные виды мебели. В ряде случаев создавались изящные формы мебели, которые послужили образцами для последующих эпох (рис. 1.1).
После упадка античной культуры на многие века установился всеобщий застой. Первой художественной системой средневековья большинства стран Европы явился романовский стиль (Х-ХІІ вв.). Основными изготовителями мебели были кузнец и плотник, поэтому формы изделий были простыми и грубыми. Но, несмотря на это, черты романовского стиля (рис. 1.2) оказались живучими в народной мебели, что можно объяснить сходством условий изготовления. Изготовители народной мебели далеко не все были мастерами, а инструмент часто ограничивался ножовкой, стамеской, молотком и ручным рубанком. Таким условиям соответствуют упрощенные, грубоватые формы изделий из натуральной древесины, которые могли нравиться не меньше, чем предметы с полиро-
Рис. 1.1. Мебель Древнего мира: а — плетеное кресло (Рим, III в. до м. э.); б — мраморные опоры стола* кар тиб у ла; в — табурет из дерева и бронзы (Рим, II в. до н. э.) |
ванными щитами из древесностружечных плит, облицованных бумагой «под дерево».
В эпоху готического стиля (XII—XV. вв.) мебель делают уже столяр, резчик, живописец, позолотчик. С усовершенствованием технологии изделиям придается стройность и простота формы. Рис. 1.2. Стол
Украшение их выполняет — в романском стиле
ся резьбой и росписью.
После средневековья начала формироваться новая культура. Грубости средневековья была противопоставлена культура далеких предков, начала возрождаться античная культура. Этот период, и соответственно стиль, получил название Возрождение или Ренессанс (XV-XVI вв.).
Архитектура и интерьер становятся богаче, формы мебели усложняются. При ее изготовлении используются архитектурные приемы — колонны, пилястры, карнизы, фронтоны и др. Декорированию подвергаются почти все элементы мебели {рис. 1.3). Кроме геометрического орнамента применяются
Рис. 1.3. Мебель эпохи Возрождения: а — резной двухкорпусный шкаф; б — стол; в — кресло курульное: г — стул резной работы |
фантастические композиции — вплетенные во вьющиеся растения фигуры животных, человеческие головы и т. б. Получает развитие техника облицовывания и декорирования поверхности методом интарсии. Для украшения применяются роспись, инкрустация, позолота. Мотивы стиля Ренессанс встречаются и в современной мебели.
В эпоху Возрождения явного разрыва между декором и конструкцией изделия, функцией и формой еще не было, но в завершающий период он уже наметился.
В начале XVII в. на смену стилю возрождения пришел новый — барокко, который зародился в Италии. К этому времени были преодолена феодальная замкнутость. Архитектура и мебель выражали идеалы монархии, аристократии и церкви. Уклад жизни и желание знати показать свой престиж и богатство выразились в декоративности и роскоши, причудливости форм и нарядности нового стиля. Особой роскошью отличались интерьеры. Для их отделки использовались лепка, роспись, скульптура, мрамор и позолота. Для мебели были характерны безудержная пышность, преобладание криволинейных форм над прямолинейными (рис. 1.4). Широко применялось лакирование элементов, для декорирования использовались дорогие материалы. Изменился набор мебели: вместо ларей и сундуков делаются шкафы и кабинеты, стол-бюро, футляры для часов и др.
Рис. 1.4. Мебель в стиле барокко: а — кресло; б — кровать |
По мере экономического развития и роста богатства усилилось тяготение к роскошной жизни. Эталоном для подражания во всей Европе становится французский стиль. Парадные помещения со второй четверти XVIII в. отделываются в стиле рококо. Для него характерны изящная декоративность, утонченность и вычурность форм, отсутствие прямых линий (рис. 15). Декор скрывал конструкцию и не согласовывался с ней
Рис. 1.5. Мебель стиля рококо: а — комод; б — кресло
{рис. 1.5, а). В орнаменте использовались завитки на растительные темы, раковины причудливых форм. Как и при стиле барокко, материал уподоблялся некой аморфной массе, из которой лепилась любая форма, задуманная художником (см. вкл., илл. 1).
Светская жизнь протекала в небольших уютных комнатах, и это повлияло на размеры и состав изделий. Вместо громоздких предметов барокко появляются небольшие й легкие изделия. Наиболее излюбленным предметом был комод (как в эпоху барокко — кабинет).
Интерьеры в стиле рококо являли собой эталон элегантности. В цветовом решении преобладали нежные пастельные тона, сочетание белого с голубым, зеленым или розовым. Использовалось золочение и другая дорогая отделка.
В эпоху рококо зарождается представление об интерьере как целостном пространстве, достигается полное стилевое единство всех составляющих интерьера.
Стиль барокко и еще в большей степени стиль рококо являются наиболее излюбленными при производстве современной художественной мебели. Но современные изделия, часто выполняемые машинным способом, не воспроизводят тонкости декора как в старые времена, а скорее обобщенно, схематично напоминают черты этих стилей.
В современной мебели детали сложных форм изготавливают также методом литья из полимерных материалов с их последующей облицовкой пленками, имитирующими древесину. Такой способ изготовления художественной мебели под исторические стили является более дешевым, но не имеет той ценности, как при производстве мебели из натуральных материа-
лов. Здесь уместно сравнение картины, нарисованной художником, с той же картиной, размноженной в типографии на бумаге.
На смену вычурности и манерности рококо во второй половине XVIII в. пришел стиль классицизм. Щиты и ножки в изделиях выпрямились, вновь ожили античные мотивы в орнаменте. Форма подчеркивает конструктивный принцип изделий, декор не маскирует конструкцию, а подчеркивает ее (см. вкл., илл. 2). Линии декора повторяют очертания предмета и его отдельных деталей. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются специальными тканями с цветочным орнаментом, иногда применяется позолота. Основным украшением служит маркетри (рисунок, составленный из тонких пластинок древесины различных пород и накладываемый на всю отделываемую поверхность), облицовка шпоном красно — * го дерева с легкой бронзовой отделкой, отделка воском или лаком. Политура изобретена в конце XVIII в., но начала широко применяться лишь в XIX в.
Формы и мотивы классицизма также являются излюбленными в современной художественной мебели, но используются упрощенно, приспосабливаясь к машинному массовому производству.
На смену классицизму в конце XVIII в. приходит пышный, воинствующий стиль ампир (рис. 1.6). В мебели копируются античные образцы. В столах применяются опоры, аналогичные мраморным опорам римских столов. В орнамент вводятся мотивы с фигурами людей и животных, мистических существ, символы императорского Рима — щиты, шлемы, копья, лавровые венки и др. Используется простое, но технически со-
Рис. 1.6. Мебель стиля ампир: а — стол с опорами в виде золоченых кариатид; б — кресло |
вершенное облицовывание. Отполированные поверхности изделий декорируются бронзовыми накладками тонкой работы, иногда резными золочеными элементами.
В первой трети XIX в. формы мебели изменяются в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Новый стиль в Западной Европе, продержавшийся до середины XIX в., получил название бидермейер. Он унаследовал от ампира основные принципы построения, но без его аристократичности. Правда, изделия были практичными и удобными, они освобождались от чужеродного декора. Критерием их красоты становилось удобство формы и качество столярной работы. Эстетические достоинства обеспечивались точными пропорциями, хорошим подбором текстуры древесины, расцветок и рисунков облицовочных материалов (рис. 1.7). Черты этого стиля начали использоваться и в современной мебели массового производства.
Рис. 1.7. Мебель стиля бидермейер: а — диван, стол « с туя; б — книжный шкаф |
До XIX в. мебель делали в основном ручным способом, в единичных экземплярах, по заказу. Но ручной труд был доведен до технического совершенства.
Что касается мебели простого народа, то ее делали в каждой семье самостоятельно, как и другие бытовые предметы. Так в Беларуси почти в каждой семье имелись простейшие наборы столярно-плотницких инструментов, а многие мастера имели и более сложные инструменты (например, сверла для выборки отверстий глубиной до метра в деталях мельниц). Изделия мебели в основном были простых конструкций, COOT — ветствовали возможностям ручных инструментов. Но эстетические представления так или иначе вкладывались в любую изготавливаемую вещь. Примером могут служить кровати, показанные на рис. 1.8.
В XIX в. (с формированием капиталистических отношений) появилось массовое мебельное производство. Мебель стали делать быстрее, больше, дешевле, но качество ее резко ухудшилось. С помощью машины изготавливали однотипные заготовки, а из них — однотипные предметы. Менялся характер труда. Из творческого он превращался в монотонный. Прежние художественно совершенные образцы мебели, рассчитанные на ручной труд, для машинного производства не годились из-за сложности. Не осваивались и новые материалы, так как не было прогрессивных идей для создания нового стиля.
Для новых условий пригодных проектов не оказалось. К машинной технологии приспосабливали формы ручной работы. Девятнадцатый век оказался эпохой смешения различных стилей, так называемой эклектики. Чтобы придать грубым несовершенным изделиям видимость произведений прикладного искусства, использовались формы прошлых эпох (рис. 1.9, а). Порочность эклектизма заключалась в его оформительском характере, искажении конструкции и технической формы,
Рис. 1.8. Кровати в исполнении белорусских крестьян |
Рис. 1.9. Новые стили и модерн: а — кресло в неоготическом стиле; б — шкаф для столовой; в — кресло в стиле модерн |
противоречии функции и формы. Такая опасность существует и сейчас, когда при непрофессиональном проектировании стараются сделать «красивое» изделие, используя одновременно мотивы нескольких декоративных стилей.
В конце XIX в. зарождается стиль модерн. Используятся новые, причудливые формы, нередко вопреки логике (рис. 1.9, б, в). Орнамент маскировал конструкцию и не считался с ней. Отрицали симметрию, избегали двух одинаковых по форме изделий и даже деталей. Композиции выполняли асимметрично, даже в одном изделии стремились сделать детали и ниши разных размеров. Не лучшим образом решался и интерьер комнат.
Искусственно созданный под влиянием моды модерн изжил себя уже в начале XX в. и начал вытесняться новым стилем — конструктивизмом. В основе этого стиля лежала целесообразность. Главную роль отводили конструкции, а не декорации. Появляются новые типы мебели — секционная, комбинированная (диван-кровать, кресло-кровать, стол-бюро и др.), специализированная.
В целом конструктивизм явился прогрессивным направлением, однако конструкция считалась чуть ли не единственной носительницей функциональных и эстетических качеств
предмета. В мебели это направление стало формалистическим {рис. 1.10, а).
Чрезмерное подчеркивание утилитарного характера изделий, их целесообразности привело к появлению еще одного направления — функционализма. Выпячивание функции нередко шло в ущерб ей же. Например, стул, показанный на рис. 1.10, б, имеет такое сиденье, что сидящему на нем невозможно менять положение, масса тела распределяется неравномерно, а это ведет к быстрой утомляемости человека.
Рис. 1.10. Мебель второй половины XIX — начала XX в.: а — иаппарат для сидения» в духе конструктивизма; б — стул обтекаемой формы в духе функционализма: в — гнутый «венский» стул
Рис. 1.11. Кресло дубовое резное в псевдорусском стиле (конец XIX в.) |
Необходимо отметить, что в период длительного застоя мебельного искусства были и прогрессивные находки. В первую очередь к ним следует отнести гнутую, так называемую «венскую*, мебель (рис. 1.10, в). Небольшой расход древесины, легкость, прочность и сравнительная доступность обусловили ее широкое распространение. Это мебель отличается технологичностью изготовления, единством конструктивного и художественного решения.
Желание сохранить национальные черты приводило к подражанию крестьянскому искусству, что порой порождало нелепые формы, противоречащие функциональному назначению и подлинным традициям народной мебели (рис. 1.11).
В довоенный период мебель для массового потребления изготовлялась по устаревшим формам модерна и конструктивизма, а для общественных зданий — в народном стиле. Позже народные формы проникли и в бытовую мебель, ограничив возможность ее индустриального производства. Каждое изделие выполнялось, как законченное целое, а это не всегда давало возможности создать удобный интерьер.
Толчком к перестройке мебельной отрасли послужили всесоюзные конкурсы 1958 и 1861 гг, на лучшие образцы бытовой мебели.
Вместо громоздких и сложных изделий начали выпускать наборы для одно-, двух — и трехкомнатных квартир, кухонь и других функциональных зон {рис. 1.12). Появилась секционная, трансформируемая и стеллажная мебель.
Рис. 1.12. Мебель для общей комнаты начала 60-х годов |
Примерно до середины 70-х годов выпускались изделия стандартизованных однотипных форм. Проектирование отличалось скупостью средств и приемов художественной выразительности, ориентировалось на функционально-конструктивные экономические решения. Но среди потребителей выявилось стремление к усилению декоративно-художественной функции мебели. Производство такой мебели было начато после третьего всесоюзного конкурса (1974-1975 гг.). В конце 70-х годов зарождается производство мебели в духе прошлых стилей. Такая мебель воспринимается как предмет декоративно-прикладного искусства, для нее характера повышенная декоративность.
В 1982—1983 гг. был проведен четвертый всесоюзный конкурс на новые образцы мебели для типовых квартир. Были определены наиболее массовые группы мебели: наборы корпусных изделий для общих комнат, для индивидуальных и групповых жилых комнат в квартире, для однокомнатных квартир, рабочих комнат, спален, кухонь, детских комнат, прихожих. Появилась необходимость выпускать и отдельные, так называемые штучные, изделия. Мебель стали проектировать с учетом функциональной целесообразности, эргономических и гигиенических требований, удобного размещения изделий в помещении. В комплекты мебели, особенно кухонной, встраивается различная бытовая техника и т. д.