14.2.12.1. Возникновение звука
Если ударить по камертону, то оба его свободных конца начнут совершать возвратно-поступательные движения, так называемые колебания. Эти колебания камертона передаются к прилегающим молекулам воздуха. При этом возникают зоны уплотнения и разряжения воздуха, которые распространяются от источника звука в виде звуковых „ л„
^ j рис. 14.97. Распространение
волн. Если колебания достигают ушей, то барабан — ЗВука
ная перепонка начинает резонировать, и колебания становятся слышны как звук, если частота колебаний в секунду лежит в пределах от 16 до 20000 (рис. 14.97).
Количество колебаний в секунду называется частотой звука, единица измерения частоты — герц (Гц). Чем больше частота, тем выше звук.
Звук, который состоит из несколько тонов, можно назвать шумом. Мешающиеся и неприятные шумы называют сильным шумом.
Шум угрожает здоровью людей и снижает их производительность. Шум тем надоедливее, чем резче и чаще он повторяется и чем длиннее отдельные интервалы. Там, где сильный производственный шум, например в машинном зале, безопасность труда людей находится под угрозой.
14.2.12.2. Распространение звука
Для того чтобы звук имел возможность распространяться, ему нужно тело, которое передает колебания дальше. Звукопроводящие тела могут быть газообразными, жидкими и твердыми. Звук доходит до человеческого уха обычно благодаря колеблющимся молекулам воздуха. Поэтому его называют воздушным звуком. Воздушный звук возникает, например, благодаря вибрирующим голосовым связкам при разговоре и пении, благодаря вибрации мембраны в громкоговорителях, благодаря возбужденному резонатору в музыкальных инструментах. Звук распространяется во всех направлениях. Если на пути звука встречается строительная
Падающий звук Передаваемая ||9| /Поглощаемая доля ■ доля At Пропускаемая W доля Рис. 14.98. Распространение воздушного звука (схематично) |
конструкция, то часть падающего воздушного звука отражается, то есть отправляется назад, другая часть вызывает колебания строительных деталей. Эти колебания не только передаются другим строительным конструкциям, но и переходят на другие стороны строительных деталей или гасятся внутри строительной конструкции (рис. 14.98).
Ударный (корпусной) шум — это звук, который распространяется в твердых телах, например в кирпичной кладке, а возникает благодаря непосредственному возбуждению, например удару. Так, ударный шум возникает преимущественно при хождении по конструкции, например по полу, в этом случае говорят о шаговом шуме (рис. 14.99).
Ударный шум Шаговый шум Рис. 14.99. Распространение ударного шума |
Колебания корпусного и шагового шума в перекрытиях и стенах частично гасятся строительными конструкциями, большая часть испускается опять в виде воздушного звука, и поэтому эти колебания слышны.
14.2.12.3. Измерение звука
Для установления силы звука определяется давление, которое оказывают колебания молекул воздуха на измерительный прибор. Это давление назы-
2/10000 Звуковое давление 1 |
2/1000 1 |
2/100 1 |
2/10 2 |
20 |
200 1 |
|
Уровень звукового Г |
||||||
давления 1 |
1 |
Г |
1 |
|||
0 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
Рис. 14.100. Сопоставление между звуковым давлением и уровнем звукового давления |
вают звуковым давлением. Такое давление соответствует определенной силе звука или уровню звукового давления. Измеренное звуковое давление изображается на шкале измерительного прибора в измерительном диапазоне от 1 до 120 как уровень звукового давления. При этом одно деление шкалы измерения соответствует единице измерения 1 децибел (дБ) (рис. 14.100).
Как показывают исследования, человеческий слух имеет свойство чувствовать низкий тон как менее громкий, чем высокий тон. Начало слухового восприятия, порог слышимости, лежит, например, в тоне частоты от 1000 Гц около 0 дБ. При тоне от 100 Гц звук слышится только начиная с силы звука 25 дБ (рис. 14.101).
Эта особенность человеческого слуха воспринимать различные тона как звуки разной громкости принимается во внимание за счет того, что определяемая при измерении шума величина силы звука в децибелах корректируется. Эта величина корректировки устанавливается в DIN EN ISO 60651. После учета величины корректировки можно получить эквивалентный уровень звукового давления (А-уровень звукового давления), который выражается в дБ(А).
Для оценки высоты эквивалентного уровня звукового давления служат знакомые шумы, указанные в табл. 14.23. Предельное значение уровня звукового давления указано в табл. 14.24.
Когда на людей одновременно воздействует шум от некоторых источников, уровень звукового давления увеличивается. Однако повышенный уровень звукового давления не является таким же высоким, как сумма величин A-уровня звукового давления отдельного источника звука. Если складываются две одинаковых величины A-уровня звукового давления, то общий уровень звукового давления возрастает на 3 дБ(А).
Рис. 14.101. Уровень звукового давления при различных частотах на пороге слышимости |
50 200 1000 Частота, Гц — |
5000 |
Таблица 14.23. Оценочный уровень звукового давления известных шумов
|
Таблица 14.24. Предельное значение уровня звукового давления
|
Пример:
Два строгальных станка с предельным значением A-уровня звукового давления каждый в 80 дБ(А) показывают суммарный уровень звукового давления в 83 дБ (А).
Как звук вдвое громче люди воспринимают звук, если его уровень звукового давления больше на 10 дБ(А), например если A-уровень звукового давления повышается от 80 до 90 дБ(А).
Как видно из табл. 14.24, продолжительное воздействие шума на людей вредно для здоровья, а именно вред здоровью тем больше, чем сильнее шум и чем продолжительнее воздействие шума. Так, например, слух работника, который всю рабочую смену работает на шумных машинах, подвергается особенной опасности. По этой причине отраслевой союз издал правила техники безопасности «Шумы» (ПТБ «Шумы»). Из этого видно, что A-уровень звукового давления сам еще не является величиной для оценки шумовой травмы, так как не учитывается время воздействия. Поэтому был введен допустимый уровень продолжительного воздействия.
Оценочный уровень продолжительного воздействия — это A-уровень звукового давления, который относится к длительности рабочей смены восемь часов при постоянной шумовой нагрузке.
Установлено, что при A-уровне звукового давления по результатам измерения, равным 90 дБ(А) и длительности воздействия в восемь часов оценочный уровень продолжительного воздействия составляет 90 дБ(А). Если длительность воздействия составляет лишь четыре часа в день, то оценочный уровень продолжительного воздействия уменьшается на 3 дБ(А) до 87 дБ(А). Если время воздействия составляет лишь два часа в день, то оценочный уровень продолжительного воздействия опять уменьшается на 3 дБ(А), то есть до 84 дБ(А). Общими словами это означает, что при неизменном А-уровне звукового давления благодаря сокращению в два раза времени воздействия оценочный уровень продолжительного воздействия уменьшается на 3 дБ(А).
В правилах техники безопасности «Шумы» рабочая область называется шумной рабочей областью, если для этой области оценочный уровень продолжительного воздействия устанавливается > 90 дБ(А). В 2007 году этот предел будет снижен до 85 дБ(А). Шумную рабочую область необходимо маркировать на стендах бело-голубым цветом (рис. 14.102). Для предотвращения вреда слуху при работе в шумной рабочей области необходимо носить индивидуальные защитные средства для органов слуха, например беруши, наушники или каску. Уже при оценочном уровне продолжительного воздействия, равном 85 или 80 дБ(А) начиная с 2007 года, предприятие должно будет предостав — Рис. 14.102. Стенд «Шумная лять в распоряжение работников индивидуальные рабочая область» средства защиты органов слуха.
ЗАДАНИЯ
1. Почему различные материалы в строительстве постоянно изменяются в размерах? Благодаря каким мероприятиям можно предотвратить возможные повреждения?
2. Вещества встречаются в различных агрегатных состояниях. При каких условиях изменяются агрегатные состояния и какие процессы при этом происходят?
3. Какое значение имеет точка росы для строительных конструкций, например для наружной стены?
4. Какими способами осуществляется передача тепла? Приведите примеры.
5. Звук распространяется от источника. Какие возможности распространения существуют для различных видов звука?