Преобразованную силовыми машинами энергию необходимо передать рабочим машинам для технического использования. Различают два типа привода для передачи чаще всего вращательного движения.
6.2.1. Непосредственный привод
При непосредственном приводе двигатель встраивается на станок и передает вращательный момент непосредственно на рабочий вал (рис. 6.7). Это предотвращает потери энергии. Недостатком непосредственного привода является низкая и чаще всего фиксированная частота вращения электродвигателя, которая не может удовлетворить требованиям, предъявляемым при обработке древесины резанием. Выход из такого положения дает применение преобразователя час-
тоты и использование непрямого привода с помощью ремней.
6.2.2. Ременный привод
В ременном приводе вращательное движение передается на приводной вал посредством ремней (рис. 6.8).
Частота вращения может изменяться с помощью ременных шкивов различного размера. Также колебания мотора не передаются на рабочий вал, что положительно влияет на поверхность обрабатываемого изделия.
В деревообрабатывающих станках используются различные виды ремней. В зависимости от формы и поперечного сечения различают плоские, клиновые и зубчатые ремни.
Плоские ремни имеют, как правило, трехслойное строение. Средний слой сделан из полиамида, и он с двух сторон покрыт хромированной воловьей кожей. Кожа придает ремню хорошее сцепление с ременным шкивом, полиамидный слой обеспечивает требуемую прочность на разрыв. Плоские ремни нельзя сделать бесконечными, поэтому их концы необходимо расплющить и склеить между собой.
Ремень должен быть наложен на вал таким образом, чтобы стык ремня двигался не против, а в направлении шкива. Поэтому направление вращения нового ремня указывается на его внешней стороне стрелкой. При использовании плоского ремня нельзя избежать проскальзывания ремня на ременном шкиве.
В зависимости от расположения ремня различают открытый и перекрестный ременный привод.
Рис. 6.9. Ременный привод, открытый |
В открытом ременном приводе ведущий и ведомый шкивы имеют одинаковое направление вращения. Нагруженная часть ремня также называется ведущая ветвь ремня, ненатянутая разгруженная часть называется ведомой ветвью ремня (рис. 6.9). Расположение шкивов ведет к тому, что ремень охватывает шкивы лишь частично, что сказывается на сцеплении ремня со шкивом. Здесь действует такой принцип, что сцепление ремня увеличивается при увеличении дуги обхвата шкива.
С помощью установки отклоняющих роликов можно увеличить угол дуги обхвата, но это проявляется в более высоких силах трения.
Больший угол дуги обхвата можно получить также посредством использования перекрестного ременного привода, однако направления вращения ведомого и ведущего шкивов при этом являются
Клиновидный ремень |
противоположными. Ведомая и ведущая ветви встречаются между осями, при этом боковой износ ремня заметно увеличивается.
Рис. 6.10. Клиновидный ременный привод (разрез) |
Зубчатые ремни бесконечны и изготавливаются из укрепленных сталью или тканью искусственных материалов. Их зубчатый внутренний край очень точно подогнан к валу. Здесь не происходит никакого проскальзывания. Такие ремни особенно подходят для передач с синхронным числом оборотов, какие, например, требуются для подающего и вытяжного вала строгального станка для тонких досок.
Клиновые ремни изготавливаются из резины и имеют клиновидные боковые грани (рис. 6.10). Они могут быть усилены тканью под поверхностью, а вложенные кордовые шнуры улучшают прочность на разрыв. Ширина и высота клинового ремня должны быть подобраны таким образом, чтобы ремень не садился на дно канавки ременного шкива. Это могло бы снизить заклинивание боковых кантов ремня, которое благоприятно сказывается на передаче крутящего момента.
Для предотвращения проскальзывания ремня необходимо наличие некоторого напряжения. Для этого недостаточно собственного веса ремня. Для натяжения используют качающийся вал или натяжной ролик (рис. 6.11).
Рис. 6.11. Перекрестный ременный привод с натяжным роликом
|