При включении двигателя в зависимости от его типа может возникнуть импульс тока, который превышает величину нормального рабочего тока в 2—12 раз. Ток включения является таким большим потому, что в состоянии покоя в приводных обмотках не генерируется противодействующее напряжение, которое снижает действие рабочего напряжения. Для того чтобы ударные нагрузки сети не были слишком большими, ток включения в электродвигателях постоянного тока высокой мощности ограничивают с помощью пускового сопротивления. Двигатели небольшой мощности можно включать без пускового сопротивлению.
Двигатели трехфазного тока с мощностью более 4 кВт можно включать только с использованием пускового устройства. Самое простое пусковое устройство — это переключатель звезда-треугольник. На обмотки двигателя сначала подается 230 В в позиции Y (звезда), потом в позиции А (треугольник) полное напряжение в 400 В (см. 14.3.9). Для последующего переключения с позиции Y на позицию А необходимо подождать, пока двигатель не достигнет своей полной частоты вращения. В современных машинах это переключение производится большей частью автоматически. Процесс включения протекает быстрее всего, если двигатель не нагружен (рис. 6.6).
Позиция Y нужна только для пускового процесса. Если двигатель нагрузить в этой позиции, то допустимая нагрузка не должна превышать треть от его номинальной мощности. При полной нагрузке в таком случае обмотки двигателя получали бы утроенный ток и были бы повреждены из-за перегрева.
При перегрузке двигателя его обмотки могут разрушиться.
Встроенные в цепь тока электродвигателя предохранители должны иметь такую инертность, чтобы они не выключались в течение кратковременного действия тока Рис. 6.6. Пусковое устройство звезда-треугольник
включения. Однако если ток включения действует дольше положенного, например при блокированном двигателе, то предохранители должны отключиться до того, как будут повреждены обмотки двигателя. Поэтому предохранители должны выбираться в соответствии с типом и мощностью двигателя.
Заблокированный двигатель необходимо сразу же выключить.
Действующая в течение длительного времени перегрузка двигателя, которая все же не столь велика, чтобы отключились предохранители, может также повредить двигатель. Поэтому применяют выключатели защиты электродвигателя, которые должны четко соответствовать двигателю и при перегрузке выключать его. Выключатель защиты электродвигателя благодаря встроенному биметаллическому элементу срабатывает только тогда, когда при нагревании он изменяет свою форму и приводит в действие быстродействующий выключающий механизм.
Выключатель защиты электродвигателя может настраиваться только специалистом.
В двигателях больших размеров и мощностей в обмотки двигателя встроены несколько датчиков нагрева, которые при перегрузках также обеспечивают автоматическое выключение.
Рис. 6.7. Непосредственный привод сверлильно — пазовального станка |