Движение

деляется на равномерное и неравномерное.

14.2.8.1. Прямолинейное движение

При прямолинейном движении тело передвигается в одном направлении, напри­мер деталь при обработке на циркулярной пиле. Если тело движется так, что оно проходит одинаковое расстояние за одинаковые периоды времени, то это движе-

Различают по направлению движения прямоли­нейные и криволинейные (например, круговые) движения, по виду протекания движения подраз­

ние называют равномерным. Важной характеристи­кой движения тела является скорость.

Движение

vQ — скорость резания vs — скорость подачи

Если транспортное средство проходит рассто­яние 120 км за 2 ч, то его средняя скорость

V ~ —2 ™ = 60 км в час (км/ч). Итак

_ путь S

Скорость = —-—; v = —.

время t

Движение

t

Обычные единицы измерения скорости: км/ч (километр в час), например, скорость транспортного средства v,

м/мин (метр в минуту), например, скорость по­дачи vf при обработке древесины,

м/с (метр в секунду), например, скорость реза­ния vc, при обработке древесины.

Под скоростью резания vc понимают скорость лезвия инструмента в процессе разрезания.

Скорость подачи vf — это скорость, с которой де­таль либо вручную (ручная подача), либо машин­ным способом (автоматическая подача) двигается против инструмента и, соответственно, наоборот (рис. 14.79).

Скорости подачи могут составлять на кругло­пильных станках при ручной подаче 5 м/мин, при автоматической подаче до 50 м/мин, на фрезерных станках от 5 до 20 м/мин.

Пример: доска длиной 3,60 м обрабатывается в строгальном станке для тонких досок за t = 48 с. Какова скорость подачи vf (рис. 14.80)?

_ 3,60 м 60 с = 4j50 м/мин

V, =-

48 с • 1 мин

Рис. 14.79. Скорость подачи и скорость резания в ленточно­пильном станке

Скорость резания при обработке древесины: метр в секунду (м/с) Скорость резания при обработке металлов: метр в минуту (м/мин)

Движение

Рис. 14.80. Строгальный станок для тонких досок

Таблица 14.16. Обычные скорос­ти резания v в м/с

Ленточная пила

От

30

ДО

40

Циркулярная пила

От

40

ДО

65

Строгальный станок

От

30

ДО

48

Столярная фреза

От

30

ДО

60

Движение

Рис. 14.81. Круговое движение

14.2.8.2. Круговое движение

Если точка Р движется по окружности (рис. 14.81), то можно рассчитать ее скорость v (окружная ско­рость) с помощью диаметра окружности d и часто­ты вращения п. Принято обозначать частоту вра­щения как число оборотов в минуту.

При обороте точка вращения Р проходит путь d• л: (длина оборота). За 1 минуту, соответственно, п число оборотов, то есть путь d — к — п. Путь точки вращения за одну минуту называют скорость вра­щения.

Скорость вращения = диаметр окружности • п • число оборотов v = d■ я — п

Движение

Рис. 14.82. Прорезная фреза

У режущих инструментов с вращательным дви­жением скорость вращения лезвий обозначается как скорость резания vc:

d ж п 60

d = диаметр инструмента в м п = число оборотов в 1/мин v = скорость резания в м/с

Движение

v =d-n-n

60 ‘

Пример: диаметр прорезной фрезы составля­ет d= 120 мм (рис. 14.82). Число оборотов п = 6000 1/мин. Какова скорость резания v?

_ 0,120м З,14 ■ 6000 = 37 68 м/с

60 1

14.2.8.3. Ускорение, торможение, центробежные силы

Если скорость увеличивается, то говорят об уско­рении. Если она уменьшается, то говорят о тормо­жении. Ускорение и торможение являются измене­ниями скорости. Они встречаются, например, при запуске и остановке двигателя машин.

Если тело двигается по кругу, то возникают цен­тробежные силы (рис. 14.83). Они тем больше, чем больше масса вращающегося тела и чем больше скоростью вращения. Они могут быть настолько большими, что они превосходят силу связи молекул (когезия), вследствие чего тело вращения разрывается. Поэтому предписанные частоты вра­щения не должны превышаться, например для фрезерного рабочего органа или шлифовального круга.

14.2.8.4. Трение

Если тело силой вдвигается по своей опоре, то возникает сила трения на поверх­ности соприкосновения (рис. 14.84). При горизонтальной поверхности Ря имеет такую же величину, как сила F, но противоположное направление. Трение — это сопротивляемость тела против сдвига по его опоре. Сила трения зависит от верти­кально действующей силы Fn (нормальная сила) к поверхности трения (рис. 14.84) и коэффициента трения д (мю). Коэффициенты трения устанавливались испы­таниями (табл. 14.17).

Fr = перпендикулярная сила в Н Fn = сила трения в Н

Сила трения = коэффициент трения • нормальная сила

Сила трению тем больше, чем больше нормальная сила и чем больше коэффи­циент трения.

Величина площади поверхности соприкосновения не влияет на трение. Различают трение покоя, трение скольжения и трение качения.

Вид трения

Сталь по стали

Сталь

по древесине

Древесина по древесине

Трение покоя ц0

от 0,2 до 0,3

0,5

от 0,5 до 0,6

Трение скольжения сухое /І смазанное ц

от 0,1 до 0,2 от 0,02 до 0,03

от 0,25 до 0,5 от 0,02 до 0,08

от 0,3до 0,4 от 0,03 до 0,05

Трение

0,001

~ 0,002

~ 0,005

Движение

Рис. 14.84. Трение скольжения

Трение покоя — это сопротивление, которое противопоставляет сдвигу по­коящего тела по его опоре. Без трения покоя (также называемого трением сцеп­ления) нельзя было бы двигаться; транспортные средства также не могли бы передвигаться своими силами (машина на гололеде). Трение сцепления мо­жет увеличиваться за счет применения соответствующего производственного материала, за счет шерохования поверхностей прилегания или разбрасывания песка.

Трение скольжения (рис. 14.84) — это сопротивление, которое возникает, если тело уже находится в движении, когда трение покоя уже преодолено. Оно меньше, чем трение покоя, и играет в технике исключительно большую роль, например в скользящих опорах, выдвижных ящиках и раздвижных дверях. В машинах стре­мятся сделать трение скольжения как можно меньше. Достигают это гладкими поверхностями, подходящими производственными материалами и прежде всего хорошим смазыванием. В отношении тормозов, напротив, стремятся достичь как можно большого трения скольжения.

Трение качения возникает, когда круглое тело, например колесо или шар, ка­тится по свой опоре. Оно существенно меньше, чем трение скольжения. Поэто­му, например, трение в подшипниках качения (шарикоподшипники и т. д.) мень­ше, чем в подшипниках скольжения.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.



elitnamebel.ru