На рубеже XIX и XX веков современность вступает в культуру. Техника открывает человечеству новые измерения. В политической жизни Германия празднует победу над Францией, которая ведет к образованию Рейха. С образованием Рейха устанавливается стиль Грюндер, который способствует классическим культурным ценностям. После поражения в Первой мировой войне в Германии заканчивается монархия. В России с победой Октябрьской революции наступает коммунизм. Веймарская Республика не может стабилизировать ни экономическую, ни политическую ситуацию, среди прочего чрезмерная безработица способствует приходу к власти Адольфа Гитлера. С его диктатурой заканчивается и культурное разнообразие Веймарской Республики, которая достигает новых тенденций, что казалось достижимым только в далеком будущем. Монументальная архитектура занимает свое место.
Импрессионисты, экспрессионисты, а также художники школы Баухауз в 1933 году запрещены, искусство деградирует и подчиняется «национальным народным» точкам зрения. Благодаря этому Германия во времена Третьего Рейха переживает прорыв в науке и искусстве, который с началом восстановления страны в послевоенное время должен вызвать напряженный подъем культуры.
Рис. 9.38. Письменный стол в стиле модерн (Ван ден Вельде) |
Цитата: «Как основа этого стиля перед моими глазами ясно стоит стремление не делать ничего такого, что не имело бы понятных для всех причин к существованию».
Рис. 9.39. Квартет приставных столиков, антикварный салон Фишера, Люцерн |
Стиль модерн может рассматриваться как осознанное движение навстречу историзму. Предпринимаются попытки создать такое единое произведение искусства, в котором бы архитектура, живопись, пластическое искусство и художественное ремесло слились бы воедино. Господствует стремление, выраженное простыми волнистыми линиями и формами, к достижению элегантности растительного и животного мира. Целью является эстетическое единство. Ансамблевое действие стоит в центре стремлений.
Оформление помещения рассматривается как единое целое, в котором орнаменты и деление отдельных предметов мебели подчиняются единому ритму. Мебель для сидения изготавливается с учетом эргономических данных, то есть в соответствии с размерами и двигательными функциями человеческого тела.
Закрепленные на опорах столешницы, отделанные прямоугольными листами. В сдвинутом положении столики подвешиваются в паз на внугренней стороне стенок самого большого столика.
Вена, Сецессион, 1898 |
дом Шрёдера. 1924-25, Де Стийл |
Утрехт |
Дессау, Баухауз 1925/26, архитектор Вальтер Гропиус |
Брюссель, отель Этвельде |
Утрехт, дом портного, внутреннее’оформлений |
В. Гропиус, рабочий кабинете навесной мебель»
Экспрессионизм, Дорнах в Базеле, Готеариум II, 1923-1926. Р. Штейнер. Каркасная конструкция с железобетонными фермами, различные рамные фермы. Многократно изогнутые поверхности предъявляют высочайшие требования по статике и конструкции опалубки.
Дессау, Баухауз 1925/26, архитектор Вальтер Гропиус. Здание школы, модельная фабрика, общежитие, навесной фасад на здании мастерских, окна в ряд на здании профессиональной школы.
Де Стийл, дом Шредера-Шрадера, Утрехт, 1924/25, архитектор Г. Е. Ритвельд. Кирпич, железобетонные элементы, потолки из деревянных балок, маленькие помещения в подвальном этаже, большие помещения в верхнем этаже с жилой, обеденной и музыкальной зоной, которые можно разделять с помощью раздвижных перегородок на 7 помещений
Рис. 9.40. Красно-синий стул, 1917, Г. Е. Ритвельд |
Конструкция состоит из прямоугольных форм: черные рамы, синяя поверхность сиденья и красная спинка. Изначально стул изготовлен из нелакированной древесины бука, окрашен в 1923 году, когда Ритвельд стал членом группы Де Стийля и следовал теории Пита Мондрианса, который требовал полной абстракции в искусстве: только горизонтальные и вертикальные линии в качестве элементов очертания, а в качестве цвета наряду с первичными цветами — красным, синим и желтым, могут применяться только черный, серый и белый.
Рис. 9.41. Мебель из стальных труб, производства Людвига Миса Ван дер Роэ, ок. 1930 |
В 20-е годы влияние Де Стийля стало особенно заметно в строительстве домов. Пригодные для промышленного изготовления разработки должны были изготавливаться с применением стальных труб, клееной фанеры и промышленного стекла. Целью создания недорогих товаров массового производства было удовлетворение основных потребностей широких слоев населения. Эта цель была достигнута, среди прочего, изготовлением стульев из стальных трубок, которые производил Тонет. Формы брались из теории функционализма, в соответствии с которой форма определяется функцией, а любое украшение является ненужным или вредит с эстетической точки зрения. Создание квартир для прожиточного минимума с оборудованием их легкой разнообразной фанерной мебелью было основной задачей. Возникали образцовые поселения типа поселения Вайсенхоф в Штутгарте в 1927 году в рамках выставки художественных ремесел и промышленности, которая проходила под названием «Квартира». С новыми материалами и сдержанными формами Гропиус переходит на современное ощущение жизни большого города, который к 1930 году развился до метрополии, а технические формы индустриального века стали цениться в качестве эстетического выражения.