Рис. 9.34. Два канапе, бидермайер, антикварный магазин Фишера, Люцерн |
XIX век — это время параллельных, но также противоречивых течений. Многие граждане начинают отступление из политики в частную сферу. Эти граждане, объединенные понятием «бидермайер», подвергаются высмеиванию. Домашний быт и семья отходят от соблюдения этикета и условностей салонов в сторону домашнего уюта с теплой атмосферой. Романтизм показывает идеал человека, находящегося в гармонии с природой. Получение образования с помощью путешествий непосредственно принадлежит к этой жизненной цели. Рейнская романтика с восстановлением разрушенных рыцарских замков, оформление помещений мебелью, стилизованной в соответствии с нормами античного искусства, изготовление и восстановление рыцарских доспехов и средневекового оружия. Одновременное признание Средневековья в качестве общего культурного прошлого должно выровнять путь к единому национальному государству. С политической точки зрения путь к национальному развитию ведет через подавленную революцию в 1848 году во Франкфурте. Соглашение Австрии с Пруссией в 1867 году приводит к господству Пруссии и отделению Австрии из Германского Союза. После германо-французской войны в Версале провозглашено образование Рейха. Начало нового века, Fin de siede, многими воспринималось как наступление новой эры. В конце концов после окончания Первой мировой войны оно привело к полному преобразованию и новой ориентации на современность.
Рис. 9.35. Витрина, бидермайер, антикварный магазин Фишера, Люцерн |
Ореховое дерево, частично фанерованное, ажурная спинка, изогнутые в виде рога изобилия ножки.
Люди больше не хотели жить представительно, на первый план вышел уют и удобство. Исходя из этой позиции, развивался стиль бидермайер, который вновь вернул в простые, классические формы. Простота, скромность и четкость были основными требованиями, которые стали предъявляться к мебели. Наряду с вишневым деревом обрабатывались также орех, береза, ясень и махагони. Вместо дорогой бронзы применялись черные профильные прутки и вставки из самшита, эбенового дерева, ореха и клена.
Корпус, фанерованный шпоном орехового дерева, на шестигранных ножках, расположенные по бокам колонны из покрытой черной краской твердой древесины на цокольной подставке, рельефный карниз.
Готенбургский музей, комната для приема в буржуазном доме, ок. 1885 |
Во времена стиля грюндер в Германии становится очень популярным строительство. Возводятся постройки во всех стилях, имевших большое значение ранее. Кельнский собор только в это время получает свой превосходный готический внешний вид. В большинстве европейских государств культурно-бытовое строительство стремится подчеркнуть базирующуюся на классическом фундаменте государственность. При выборе стиля для зданий юстиции действуют романские традиции, ратуши и школы строятся в готическом стиле, а для зданий администрации и управления используются элементы греческого стиля.
Рис. 9.36. Стулья из гнутой древесины, J. & J. Kohn, антикварный салон Коттмай — ера, Трир |
Изогнутая древесина бука, поверхность сидения с оплеткой и выраженной фанеровкой. Эти стулья были произведены в 1849 году братьями Тонет. По истечении срока действия патентных прав Kohn и другие фирмы начали в 1869 году изготовление таких же стульев. В 1900 году на предприятиях братьев Тонет было занято 6000 работников, которые на паровых станках для гнутья древесины производили в день до 4000 предметов мебели. Стул № 14, типичный стул для использования в кафетериях, до сегодняшнего дня был продан в количестве более 100 миллионов штук.
Большое влияние оказывают индустриализация и механизация со своими стремительными преобразованиями мира и одновременно возврат к традиционным ценностям. Возникает конкуренция между ремесленным и промышленным производством. Ремесленники пытаются поставлять изделия, более ценные с точки зрения качества и художественного исполнения, изготовленные в лучших традициях.
Рис. 9.37. Секретер с откидной крышкой, историзм, антикварный салон Фишера, Люцерн |
Промышленность отвечает серийным производством традиционных изделий, изготавливаемых и производимых при сопровождении научных исследований. Так производятся высококачественные копии, а также мебель в историческом стиле. Таким же образом это приводит к созданию новых элементов и предметов мебели, производимых в промышленном масштабе, как, например, изделие братьев Тонет. Эта тенденция продолжается до конца Первой мировой войны.
Прямой корпус на ножках с кольцами, с коринфскими пилястрами, три выдвижных ящика, откидываемая крышка для письма. Внутренняя отделка в виде окна в романском стиле с колоннами, овальные медальоны украшены лавром, под ними еще несколько выдвижных ящиков, отделка из тяжелой мраморной плиты.