XVIII век, век просвещения и Просвещенного абсолютизма, приводит к освобождению буржуазии от зависимости. Требования по равноправию всех людей и сословий, по правам человека и религиозной терпимости, в конце концов, побеждают во Французской революции старый режим французского аб-
Рис. 9.30. Кровать для ниши, стиль Людовика XVI, антикварный магазин Фишера, Люцерн |
солютизма, так называемый Ancien Regime. Одобрение Французской революции с ее свободой, равенством и братством изменяется под террором якобинцев. Наполеон добивается восхищения созданием новой системы, которая олицетворяет порядок, монархическую представительность и классический стиль. Венский конгресс после ссылки Наполеона регулирует новую организацию Европы, которая ведет к образованию Германского Союза, но вопреки ожиданиям многих представителей буржуазии не приводит к образованию единого национального государства. Фаза реставрации во Франции прерывается Июльской революцией в Париже (1830), которая в Бельгии, Польше и Италии привела к вооруженным восстаниям, а в Германии вызвала политизацию. Самое позднее со смертью Гете (1832) заканчивается германская классическая литература, одними из самых выдающихся представителей которой являлись Шиллер, Иоганн Хельдерлин, Гердер, Виланд.
Прямоугольный каркас из орехового дерева на украшенных интарсией пирамидальных ножках, спинка с полукруглой аркой, соединение со стойками с точеными мотивами в виде желудя, рельефная «набегающая волна» и инкрустированный ленточный фриз.
Стиль Людовика XVI был разработан в Париже. Формы и элементы конструкции при изготовлении мебели опять становятся видимыми и частично даже выступают на первый план, подчеркивается, что поверхности мебели плоские и прямоугольные. Обрабатывают и применяют древесину ценных пород, преимущественно махагони. Естественная красота древесины и ее структура используются в качестве украшения, выразительность которого повышается еще больше с помощью полирования. В качестве дополнительного украшения используется фурнитура. Она изготавливается из бронзы, латуни или серебра, иногда покрывается позолотой. Фурнитуру называют «бронза». Декоративными орнаментами служат гирлянды, венки, ленты, а также медальоны.
Рис. 9.31. Цилиндрическое бюро |
Пирамидальные ножки. Полукруглая крышка закрывает внутренние отделения. Выдвижные ящики с инкрустированным орнаментом, накладные ряды зубчиков, контур и ленточные вставки представлены в двух измерениях и напоминают очертания дома представителя буржуазии.
Археологически классицизм начинается в середине XVIII века, когда археолог Иоганн Винкельман производил раскопки Помпей. Французская революция видит в древнеримских добродетелях исцеление от болезней Ancien Regime и провозглашает римскую культуру образцом в архитектуре. Архитектура должна возрождаться из геометрии. Наполеон провозглашает классицизм официальной государственной политикой в искусстве. Культурно-бытовое строительство производится преимущественно в этом стиле. Частных домов этот стиль коснулся лишь частично, здесь классические мотивы нашли свое применение во внутреннем убранстве. Салоны в аристократических домах были местом встреч интеллигенции, художников и философов.
1818-1821: |
Прямоугольный корпус, облицован фанерой радиальной распиловки из махагони, две дверцы, ограниченные гермой, и украшенные лавровым венком. Откидная крышка с мотивом в виде орла, боковое разграничение через соединительные стержни, увенчанные бронзовыми элементами в греческом стиле, на нижнем конце два топорика, которые по форме похожи на топорики ликторов (государственная должность в Риме), которые символизируют административную власть римского магистрата.
Рис. 9.33. Салонный стол, ампир, антикварный магазин Фишера, Люцерн |
Экономически поворот происходит благодаря реформам Штайна и Гарденбергера в Пруссии. Освобождение крестьян и отмена крепостного права, ликвидация крепостного строя, городское самоуправление, введение свободы выбора деятельности благодаря ликвидации гильдий, упрощение министерств и административных учреждений (1807-1814) должны были продвинуть вперед экономику и реконструкцию Пруссии.
Махагони с инкрустацией из латунных нитей, круглая царга на трех ножках в виде колонн, цоколь в виде трехлистной пальметты на ножках-шарах с латунными роликами, мраморные плиты с белыми и серыми прожилками.