Стиль барокко начинается после Тридцатилетней войны, которая явилась причиной потерь примерно 50% населения в деревнях и около 30% населения в городах. Возникло множество суверенных, маленьких государств с абсолютистским правительством. Швейцария и объединенные Нидерланды получили свою независимость. Пруссия поднялась при правлении Фридриха Вильгельма I, Австрия после победы над турками в битве при Вене стала великой державой. Во Франции Людовик XIV ведет абсолютизм к полному расцвету. Французский язык, обычаи и привычки становятся культурным образцом. В управляемой централизованно Франции король мог стать основателем культуры. Эпохи стиля назывались по имени правителя того времени. С введением мануфактур, основанных на разделении труда и работающих под государственным руководством, Франция производит предметы роскоши высочайшего качества и удовлетворяет потребности княжеских дворцов и домов крупной буржуазии по всей Европе. XVIII век становится веком просвещения. Он способствует развитию рациональных наук, религиозной терпимости и прав человека. В Германии это приводит к Просвещенному абсолютизму при правлении Фридриха II Прусского, в Австрии при правлении Марии Терезы, во Франции в конце концов к Французской революции. |
Рис. 9.26. Шкаф, Цюрих, середина XVIII в., антикварный магазин Фишера, Люцерн |
Фанерованный корпус из орехового дерева с выступающими планками, соединенными на ус, корпус на ножках в виде сплющенных шаров, выдающийся вперед профилированный венец. Эти шкафы с прямоугольным корпусом изначально обозначаются как профилированные шкафы.
Рис. 9.27. Шкаф в стиле барокко, Нюрнберг |
Во Франции разработаны новые типы мебели. Кабинетные шкафы устанавливаются на подножии из восьми-двенадцати изогнутых опор. Второй тип — это бюро. Софа и кушетка начинают новую культуру благоустройства жилья. Комод заменяет шкаф, он украшается богатой мозаикой из тонких деревянных пластинок, так называемое маркетри, мозаикой из слоновой кости, черепаховых панцирей, металлов и ценных пород деревьев. Эбеновое (черное) дерево используется все чаще. Самым известным «королевским мебельщиком» барокко считается Андре Шарль Буль. В Германии становятся предпочтительными большие украшенные колоннами шкафы с выступающими вперед потолочными карнизами. Франкфуртские профилированные шкафы производятся из массива или покрываются декоративным шпоном.
Шкаф с выступающим вперед потолочным карнизом, точеными колоннами на четко выраженном постаменте, дверные филенки с полукруглыми арочными мотивами, украшен резьбой.
Рис. 9.28. Комод для письма и хранения предметов, около 1740, антикварный магазин Фишера, Люцерн |
Барокко — это стиль абсолютизма, который символизирует величие христианской римской церкви и веры. Архитектурные проекты представляют собой цельные произведения искусств. Сады, здания, интерьеры, мебель и убранство, даже церемонии действуют как часть мирового спектакля. Большое значение приобретают фасады. Пересечение вогнутых и выпуклых элементов каменной кладки с полной симметрией определяет концепцию. Это ведет к нагромождению пластических орнаментов из фигур, пилястров и колонн. Дома буржуазии строятся из камня. Первый этаж называется «бельэтаж» и содержит жилые помещения и кухни.
Ореховое дерево, украшенное паркетным рисунком из нитевидных и ленточных вставок, ножки в форме шара, откидная крышка с легкой фаской для образования письменной поверхности, изогнутый назад верх комода с дверцей, по бокам которой расположены выдвижные ящики.
Рис. 9.29. Расписанный комод в стиле рококо из Франконии |
Во Франции образовываются мануфактуры, находящиеся под государственным надзором, которые благодаря экспорту увеличивают доходы государства. Организация работы меняется. Разделение труда и специализация с применением «станков» улучшали не только количество, но и качество. Известным становится такой материал, как гобелен, которым в резиденциях и церквях отделывали стены. Излюбленными образцами остаются античные мифические мотивы, а также представления из буколической поэзии. Производство мебели осуществляется в больших производственных цехах, в которых располагались ряды столярных верстаков. Здесь также преобладал ручной труд.
Многократно изогнутый корпус, цветное основание, поднимающиеся от ножек вьющиеся цветочные мотивы украшения разветвляются около выдвижных ящиков.