Стиль ренессанс: возрождение и преобразование культуры античного мира, связанное с образом мыслей гуманизма, способствуют раскрытию индивидуальности и идеи равноправия всех людей. Посредством концентрации на народном языке, народном образовании с помощью переводов (Библия Лютера) и комментариев античная наука получает возможность расширяться (книгопечатание). Ремесло создает в поэзии мейстерзингеров культурную копию любовной рыцарской поэзии, например Ганс Сакс в Нюрнберге. Эта тенденция к просвещению продолжается в основании гражданских университетов. Согласованность всех знаний ведет к инновациям как в научно-технической, так и в культурно-художественной области. Новая картина мира, появившаяся благодаря знаниям астрономии и открытию Америки, ставит под сомнение традиционные церковные мировоззрения. Реорганизация территорий в территории государств и возникающий абсолютизм ведут к социальным напряжениям, которые выливаются в рыцарские и крестьянские войны.
Рис. 9.22. Кабинетный шкаф, 1 — я четв. XVII в., Музей прикладного искусства, Кельн |
Плиточная и дощатая конструкция с выступающей рамой, позолоченные украшения из слоновой кости вставлены в слой эбенового шпона. На обеих дверцах и боковых филенках нарисованы сцены из жизни дворян. Внутренняя часть, покрытая мозаичными многогранниками в перспективном представлении, демонстрирует классические художественные требования заказчика, а также качество работы ремесленника. Греческая математика и геометрия принадлежат к канонам образования.
Рис. 9.23. Шкаф в стиле ренессанс из Нюрнберга |
Итальянская мебель часто использует архитектурные формы. Самой важной мебелью остается сундук в качестве универсальной мебели для сидения и хранения вещей. Итальянская касапанка (ларь — скамья) имеет спинку и подлокотники и тем самым является прообразом современного дивана. Низкий буфет является переходным звеном от сундука к шкафу с двумя дверцами на передней стороне и выдвижными ящиками. Итальянская кровать имеет приподнятую головную часть и расположенные по кругу ящики.
Популярные столы имеют прямоугольную столешницу, которая стоит на двух козлах (готика). Опоры по образцу римских мраморных столов имеют изогнутые завитки и украшены львиными головами. Табуретки состоят из двух параллельных дощатых опор с резьбой (маски, сфинксы) и похожей по форме спинки. Стулья на четырех ножках имеют впереди точеные, а сзади четырехугольные ножки.
Сохранились готические формы, вариации выразились в изменении орнамента и рельефной резьбе, намек на триглиф и зубчики.
В городах строились роскошные дома буржуазии, ратуши, дома цеховых собраний и жилые строения в похожем на резиденции стиле. Тем самым представители сословия бюргеров все чаще выступали в роли культуртрегеров и заменяли духовенство. Выражение нового буржуазного самосознания создает пышные одежды, богато оформленные внутренние помещения с настенной и потолочной обшивкой, выполненной в дорогой кессонной технике, стимулирует импорт ковров и появление новых типов мебели. Идеальной формой культовой и церковной архитектуры является строение с круглыми куполами, части которого расположены симметрично по отношению к центру. Прямоугольники и круги образуют доминирующие формы. Симметрия Андреа Палладио и наука о пропорциях стали классическими образцами эпохи Ренессанса.
Центральная рустикальная полукруглая ниша, украшенная по бокам двумя полукруглыми аркадами, выступающие вперед полуколонны, внешние выступают за углы, две боковые ручки для переноса. Подножие с продолжающимися колоннами, возможно, было изготовлено позже.
В области торговли и производства с развитием домашних систем крупной промышленности, например купеческих династий Фуггеров и Велсе — ров, появляются торговые империи. Все, от сырья до готового продукта, продавалось из одних рук. Хозяева использовали население целой деревни в качестве рабочей силы. Добыча сырья также производилась на собственных предприятиях, но распространение и продажа готового продукта были задачей хозяина. Эта рассчитанная на количество система обслуживала средние вкусы.
Рис. 9.24. Сундук с фасадом, начало XVI в., антикварный салон Фишера, Люцерн
Рис. 9.25. Стол-сундук, XVI в., антикварный салон Фишера, Люцерн |
Ремесленные корпорации реагировали на эту конкуренцию изоляцией городских рынков. Строгое регламентирование при одновременном повышении стандартов качества способствовали появлению шедевров ремесленного мастерства. |
Орех и мягкая древесина, профилированная прямоугольная царга с откидной верхней доской стола, продольные стенки со сдвоенным средним ребром. На задней стороне отделения с выдвижными ящиками. |