9.4. Романский стиль мебели

Романский стиль родился во времена позднего Средневековья. Возникла самобыт­ная культура, образ жизни которой частично просуществовал многие века. Время определяли династии. Общество имело три морали для различных сословий: для ду­ховенства «молись», для аристократии «защищай» и для крестьян «работай». Арис­тократия получила в идеальном образе христианского рыцаря культурный пример для подражания, чьи идеалы вежливости, рыцарства, любовные серенады оказали влияние на все сословия. Крестьяне стали крепостными. Возникающие города в своих функциях крепости и рынка становились центрами торговли и ремесла. Девиз того времени гласил: городской воздух делает свободным. Ремесленные цеха и корпора­ции занимались контролем и обеспечением качества продукции. Одновременно с этим происходило дифференцирование ремесленных профессий с четко установ­ленными областями деятельности. Социальным обеспечением в городах занимались нищенствующие монашеские ордены с богадельнями и госпиталями.

9.4. Романский стиль мебели

Рис. 9.14. Письменное бюро, романская живопись, городская библиотека Трир

Святой Грегорий у письменного бюро. Двухэтажная конструкция, рамные конст­рукции выполнены со скосом, круговой про­филированный карниз, верхние края обра­зуют полукруглый портал.

9.4. Романский стиль мебели

Рис. 9.15. Фронтонный шкаф, XII в. из г. Абазин

Мебель романского века находилась под влияни­ем античности. Сохранились лишь несколько пред­метов. Изображения появлялись в книжных иллю­страциях. Мебель в перечне сокровищ замков и церквей наряду с алтарем упоминается в качестве отдельных предметов. Были известны такие типы мебели, как складной стул, для высокопоставлен­ных персон, чаще всего богато украшенный, со вставками из бронзы и слоновой кости. Скамейка на круглых ножках выглядит несколько грубее, чем во времена античности. Представление о креслах и стульях можно получить только из живописных изображений. Каменная мебель, например трон Карла Великого, могла быть окаймлена бронзой или частично состоять из чугуна. Мебель для хра­нения типа сундуков и ящиков в романском стиле прежде всего продолжилась на северогерманском пространстве. Фронтонный шкаф состоит из цель­ных досок и не имеет различий между рамой и фи­ленкой. Декор придан с помощью железных полос и головок гвоздей.

Конструкция: двухэтажное деление по боковым стенкам в виде двойных арочных окон со средней стойкой, двери с наружны­ми петлями также с арочным полукруглым верхом, закрываются замком и ригельной конструкцией.

9.4. Романский стиль мебели

Лорш, бывший бенедиктинский замок, Торнгалле, около 800

г. Фрейберг (в Саксонии), кафедральный собор.

Золотые ворота 1230

9.4. Романский стиль мебели

Трир,

укрепленный дом-башня, XI/XII вв.

Фульда, часовня св. Михаила, 820-322, ротонда

9.4. Романский стиль мебели

Духовенство сохраняло античные знания во время путаницы великого пере­селения народов до Средневековья. Церкви и замки становились центрами на­уки и власти. Поэтому по поручению церкви возникали представительные камен­ные сооружения в романской традиции. Несмотря на дальнейшее использование римских пропорций и размеров возникали новые формы колонн, пилястров и капителей. Порталы, маленькие галереи, четкое разделение фасада и примене­ние квадров и плитняка вместо карьерного бутового камня определяли церков­ную архитектуру. Плоские перекрытия устанавливали границы ширины церков­ного нефа. Эстетическое воздействие достигалось с помощью чередования гео­метрических форм. Богатые горожане демонстрировали в своих родовых домах — башнях свое самосознание.

9.4. Романский стиль мебели

Рис. 9.16. Сундук, Швеция

Конструкция: сквозные боковые бруски в плотницкой обработке, же­лезные петли как конструктивный, декоративный и защитный элемент, широкая пластина-накладка для ключа. Сундуки такого типа находи­ли в гробницах норманнских прави­телей. Там же сохранились разбор­ные каркасы кроватей.

9.4. Романский стиль мебели

Рис. 9.17. Фронтонный сундук, XII в., Швей­цария

Большие помещичьи землевладения с их обеспечением за счет внутреннего произ­водства являются источником скудной ин­формации о дифференцировании ремесел и профессий. В монастыре Корвей, кото­рый может рассматриваться как академия воспитания северонемецкого дворянства, живут 300 монахов и 150 членов ордена, не являющихся духовными лицами. Упоми­нается пекарня, пивоваренная мастерская, мастерская, мельница, духовная школа. На плане монастыря Св. Галлена показа­ны здание мастерских, бочарное производ­ство, токарная мастерская, пивоваренная мастерская, пекарня, каретный сарай. По­земельная книга Прюмера даже обознача­ет отдельные сборы с крепостных кресть­ян и виды их работ, мебель там не упоми­нается. Можно исходить из того, что мебель производилась в монастыре членами орде­на, не являвшимися духовными лицами.

Конструкция: ножки из двух час­тей, нижний портал с лежащими на нем двойными окнами, красиво оформлен полукруглыми арочными нишами, вверху два розеточных орна­мента, выполненных рельефной резь­бой по дереву. Корпус с двухэтажной аркадой полукруглых арок, выпол­ненных плоской резьбой по дереву.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.



elitnamebel.ru