Романский стиль родился во времена позднего Средневековья. Возникла самобытная культура, образ жизни которой частично просуществовал многие века. Время определяли династии. Общество имело три морали для различных сословий: для духовенства «молись», для аристократии «защищай» и для крестьян «работай». Аристократия получила в идеальном образе христианского рыцаря культурный пример для подражания, чьи идеалы вежливости, рыцарства, любовные серенады оказали влияние на все сословия. Крестьяне стали крепостными. Возникающие города в своих функциях крепости и рынка становились центрами торговли и ремесла. Девиз того времени гласил: городской воздух делает свободным. Ремесленные цеха и корпорации занимались контролем и обеспечением качества продукции. Одновременно с этим происходило дифференцирование ремесленных профессий с четко установленными областями деятельности. Социальным обеспечением в городах занимались нищенствующие монашеские ордены с богадельнями и госпиталями. |
Рис. 9.14. Письменное бюро, романская живопись, городская библиотека Трир |
Святой Грегорий у письменного бюро. Двухэтажная конструкция, рамные конструкции выполнены со скосом, круговой профилированный карниз, верхние края образуют полукруглый портал.
Рис. 9.15. Фронтонный шкаф, XII в. из г. Абазин |
Мебель романского века находилась под влиянием античности. Сохранились лишь несколько предметов. Изображения появлялись в книжных иллюстрациях. Мебель в перечне сокровищ замков и церквей наряду с алтарем упоминается в качестве отдельных предметов. Были известны такие типы мебели, как складной стул, для высокопоставленных персон, чаще всего богато украшенный, со вставками из бронзы и слоновой кости. Скамейка на круглых ножках выглядит несколько грубее, чем во времена античности. Представление о креслах и стульях можно получить только из живописных изображений. Каменная мебель, например трон Карла Великого, могла быть окаймлена бронзой или частично состоять из чугуна. Мебель для хранения типа сундуков и ящиков в романском стиле прежде всего продолжилась на северогерманском пространстве. Фронтонный шкаф состоит из цельных досок и не имеет различий между рамой и филенкой. Декор придан с помощью железных полос и головок гвоздей.
Конструкция: двухэтажное деление по боковым стенкам в виде двойных арочных окон со средней стойкой, двери с наружными петлями также с арочным полукруглым верхом, закрываются замком и ригельной конструкцией.
Лорш, бывший бенедиктинский замок, Торнгалле, около 800 |
г. Фрейберг (в Саксонии), кафедральный собор. Золотые ворота 1230 |
Трир, укрепленный дом-башня, XI/XII вв. |
Фульда, часовня св. Михаила, 820-322, ротонда |
Духовенство сохраняло античные знания во время путаницы великого переселения народов до Средневековья. Церкви и замки становились центрами науки и власти. Поэтому по поручению церкви возникали представительные каменные сооружения в романской традиции. Несмотря на дальнейшее использование римских пропорций и размеров возникали новые формы колонн, пилястров и капителей. Порталы, маленькие галереи, четкое разделение фасада и применение квадров и плитняка вместо карьерного бутового камня определяли церковную архитектуру. Плоские перекрытия устанавливали границы ширины церковного нефа. Эстетическое воздействие достигалось с помощью чередования геометрических форм. Богатые горожане демонстрировали в своих родовых домах — башнях свое самосознание.
Рис. 9.16. Сундук, Швеция |
Конструкция: сквозные боковые бруски в плотницкой обработке, железные петли как конструктивный, декоративный и защитный элемент, широкая пластина-накладка для ключа. Сундуки такого типа находили в гробницах норманнских правителей. Там же сохранились разборные каркасы кроватей.
Рис. 9.17. Фронтонный сундук, XII в., Швейцария |
Большие помещичьи землевладения с их обеспечением за счет внутреннего производства являются источником скудной информации о дифференцировании ремесел и профессий. В монастыре Корвей, который может рассматриваться как академия воспитания северонемецкого дворянства, живут 300 монахов и 150 членов ордена, не являющихся духовными лицами. Упоминается пекарня, пивоваренная мастерская, мастерская, мельница, духовная школа. На плане монастыря Св. Галлена показаны здание мастерских, бочарное производство, токарная мастерская, пивоваренная мастерская, пекарня, каретный сарай. Поземельная книга Прюмера даже обозначает отдельные сборы с крепостных крестьян и виды их работ, мебель там не упоминается. Можно исходить из того, что мебель производилась в монастыре членами ордена, не являвшимися духовными лицами.
Конструкция: ножки из двух частей, нижний портал с лежащими на нем двойными окнами, красиво оформлен полукруглыми арочными нишами, вверху два розеточных орнамента, выполненных рельефной резьбой по дереву. Корпус с двухэтажной аркадой полукруглых арок, выполненных плоской резьбой по дереву.