Мебель — это выражение политического, социального, экономического и духовного состояния времени, страны, общества и индивидуума. Мебель передает из поколения в поколение культуру народа и представляет состояние культуры нации в целом.
Человек как социальное существо в обществе находится в постоянном противоречии между тенденциями моды и самовыражением. Нахождение собственного стиля считается венцом личности, совершенством индивидуальности и свободного общества.
Что создает стиль? Для начала или окончания стиля и эпохи никогда не существовало точных дат. Даты являются лишь вспомогательным средством для различных рас — суждений. Культура представляется многослойно в технике, философии, архитектуре, литературе и религии. Эти области переплетаются между собой часто далеко за пределами одной страны в западноевропейской культуре, сегодня — в многокультурном, глобализированном мире. Взаимное влияние и зависимость, а также возникновение и исчезновение различных форм выражения создают различные стили. Мебель стоит в тесных отношениях с историей, техникой, архитектурой и изобразительным искусством.
Когда возникает стиль? В идеальном случае стиль развивается из философской идеи, побуждающей креативного человека к созданию предмета искусства, который принимается множеством людей как определяющий направление предмет и находит
креативных подражателей. Стиль может „ л „
Рис. 9.1. Развитие квартирнои мебели в быть установлен и возведен в ранг государ — послевоенное время
ственной культуры авторитарной государственной системой или также главой государства (Людовик XIV, Наполеон, государственная культура Третьего Рейха). Политико-военная гегемония может привести к экспорту культуры, как в эллинизме, а также к смешению культур.
Внутри одного общества стиль служит в качестве символа социальной самооценки и отгораживания от других групп. Это отчетливо проявляется во всем, начиная от одежды и заканчивая архитектурой. Мебель различных стилей, от консерватизма и мещанства до авангарда, используется для демонстрации общественного положения, духовного состояния и стиля жизни. Даже в течение одной жизни представления о стиле меняются в процессе духовного и социального формирования личности.
Столяр с собственными разработками мебели пользуется свободой деятеля культуры, но несет ответственность за самовыражение перед клиентом. Поэтому к качественному образованию должны прилагаться знания исторических и культурных связей, а также художественного формотворчества и конструирования.