Для выполнения мозаики применяют строганый или лущеный шпон всех пород древесины. Шпон должен быть более сухим (влажностью 3-4 %), чем применяемый для облицовывания. Это необходимо для того, чтобы после наклеивания набора на основу в ней не появились трещины. Художественные достоинства набора во многом зависят от правильного использования природных свойств древесины (ее текстура, цвет, блеск), которые должны соответствовать характеру рисунка мозаики.
При выполнении мозаичного набора надо стремиться применять шпон с натуральным цветом древесины. Но в некото
рых случаях возникает необходимость подкрашивать шпон. Тогда следует применять глубокое крашение с использованием кислотных красителей или протрав.
Кислотные красители для древесины бывают красных и коричневых цветов. Для глубокого крашения приготавливают раствор с концентрацией красителя 1-3 %. Краситель растворяют в кипяченой воде, охлажденной до 60-70 °С, тщательно перемешивают, фильтруют через два слоя марли и охлаждают до комнатной температуры.
Протравы — это химические реактивы, которые вступают в реакцию с дубильными веществами, содержащимися в древесине. В результате цвет древесины изменяется. В качестве протрав применяют железный купорос, медный купорос, двухромовокислый калий и др. Растворы готовят 1-5 %-ные, в зависимости от необходимости получения той или иной насыщенности цвета. Для этого реактив растворяют в воде при комнатной температуре, отстаивают один час, затем сливают в стеклянную или эмалированную посуду.
Окрашиваемые кусочки шпона очищают от пыли и погружают в раствор красителя. Для сквозного крашения выдержку дают 6 сут, затем шпон сушат 2-3 дня. Для получения более равномерного цвета и лучшего проявления текстуры древесины лицевой слой шпона шлифуют. Это делают после наклеивания набранного набора на основу.
Существуют различные способы выполнения мозаичных наборов.
1. Берут шпон в качестве фона и в него по нанесенному рисунку врезают куски шпона другой породы или цвета. Затем весь набор наклеивают на основу и отделывают.
2. Если рисунок заполняет всю поверхность, т. е. фона нет или он малый по площади, тогда элементы мозаики один за другим вырезают и наклеивают на плотный лист бумаги, на которой нанесен рисунок мозаики. Такое составление мозаики называют набор в бумагу.
3. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых геометрических фигур* то набор делают путем наклеивания нарезанных элементов на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор называют паркетри (от слова паркет).
Изготовление мозаичных наборов из шпона включает следующие операции: подготовку рисунка; изготовление элементов мозаики; соединение (составление) их в общую композицию; наклеивание набора на основу; подготовку к отделке и отделку.
Подготовка рисунка. Рисунок должен соответствовать назначению, размерам и форме украшаемого предмета. Если выбранный рисунок не подходит по размерам, его надо увеличить или уменьшить. Это можно сделать с помощью фотографии, компьютера, ксерокопирования, эпидиаскопа, размерной сетки, пантографа (см. рис. 18.9).
После получения рисунка его переводят на кальку, а сам рисунок сохраняют для проверки набора или для повторного использования.
Рисунок с кальки переводят на шпон с помощью копировальной бумаги. При наборе в бумагу рисунок можно переводить и без копировальной бумаги. Кальку кладут на лист плотной бумаги и твердым карандашом продавливают рисунок. На бумаге остается след в виде углублений, который затем обводят мягким карандашом.
Изготовление элементов мозаики. Прямолинейные геометрические элементы мозаики нарезают ножом, прижимая его лезвие к линейке. При резании вдоль волокон нож надо сильно прижимать к линейке. Делают несколько резов без сильного нажима на нож, иначе он может пойти по слою древесины, т. е. не прямолинейно.
Криволинейные детали обычно режут ножом от руки, при этом резать надо все время по слою древесины, т. е. чтобы угол между направлением движения ножа и направлением волокон был меньше 90 °. Круги и кольца лучше резать с помощью ножа-циркуля. Циркуль устанавливают на шпон и, осторожно нажимая на резец, вырезают круг за несколько проходов. При вырезании кольца сначала прорезают внутреннюю окружность, затем наружную.
Если набор состоит из крупных или сложных криволинейных деталей, то лучше выпиливать одновременно детали — вставки и фон. Для этого складывают два листа шпона и скрепляют их между собой по углам клеем или скрепками. На верхний лист шпона наносят рисунйк и режут лобзиком два листа шпона вместе. При этом одновременно изготавливают фон и деталь-вставку в двух экземплярах. Первый лист шпона используют как фон, а из другого листа берут вырезанные детали-вставки и соединяют их вместе. Соединение получается точное и плотное. Второй лист шпона, из которого взяли вставки для первого набора, используют в качестве фона для другого набора, а вставки в этот фон берут из первого листа шпона. Листы шпона, безусловно, должны иметь разный цвет и текстуру древесины, т. е. быть разных пород.
Составление элементов мозаики. Простейшим видом мозаики является фигурный набор шпона, т. е. с геометричес-
ким рисунком. Его применяют при облицовывании деталей мебели. Различные «иды фигурного набора показаны на рис.
20.2 и на рис. 10.1.
д |
Рис. 20.2. Виды набора шпона: а — простой; б — фигурный в «елку»; в — в «шашку»; г — крестом; д — в круг или в многоугольник |
На рис. 20.3 показан журнальный стол, облицовка крышки которого набрана в фриз. Как видим, достичь красивой формы мебели можно с помощью фигурного набора шпона. Подобные приемы при изготовлении мебели использовались широко, затем были забыты на несколько десятилетий, а в последнее время начинают возрождаться.
При изготовлении детали набора плотно прижимают друг к другу кромками и на стыки накладывают клеевую ленту, предварительно смоченную теплой водой. Ленту сверху прижимают притирочной колодкой.
Мозаичные наборы типа паркета могут быть разнообразными по композиции (рис. 20.4). Они несложны в изготовлении и могут выполняться разными способами. Наиболее простой способ — соединение отдельных элементов клеевой лентой.
При выполнении набора из квадратов (например, для шахматной доски) нарезают одинаковые по ширине, но разные по цвету штапики с продольным направлением волокон. Девять штапиков склеивают клеевой лентой, чередуя светлые и темные (рис. 20.5, а). Затем по металлической линейке разрезают склеенную заготовку поперек волокон на восемь полосок такой же ширины, как штапики, т. е. чтобы получились квадраты. Полоски смещают влево и вправо на один квадрат и склеивают их (рис. 20.5, б). Лишние квадраты отрезают.
Рис. 20.5. Набор шахматной доски: а — склеивание штапиков и разрезание листа на полоски; б — склеивание полосок; в — готовый набор |
Шахматное поле можно окантовать узкой полоской светлого тона, например, шпоном березы или клена, а по краям — более широкой полоской из шпона другого цвета. Окантовку шахматного поля соединяют под углом 45 0 (рис. 20.5, в).
На рис. 20.6 показан набор из повторяющихся геометрических фигур. При его изготовлении лучше всего элементы набора вставлять в фон. Для этого сначала на фоновый шпон через копировальную бумагу наносят контур вставки, затем гнездо вырезают ножом по контуру. После этого под образовавшееся гнездо подкладывают лист шпона, предназначенный для вставки, и находят правильное его положение. Сжав оба листа, кончиком ножа обводят контур гнезда. Нож при этом немного наклоняют внутрь гнезда (чтобы в готовом наборе не было щели). По намеченному контуру вырезают вставку, вставляют ее в гнездо и закрепляют клеевой лентой. Операции повторяют, пока не получат весь набор. При этом нельзя вырезать подряд несколько гнезд. Каждое следующее вырезают после того, как заполнено вставкой предыдущее. Иначе фоновый шпон может порваться, а набор оказаться со щелями.
Направление волокон вставок должно совпадать с направлением лучей.
Рис. 20.6. Набор из повторяющихся геометрических фигур |
Паркетпри с объемным изображением выполняют набором в шпон. Объемность изображения достигается за счет формы элементов и разницы в их цвете. Для этого используют три породы шпона.
В технике маркетри могут выполняться различные орнаменты — геометрические, ленточные, геометрические в круге, растительные, сетчатые и др. (рис. 20.7). Чем сложнее орнамент, тем больше используется пород шпона. Набор орнамен-
Рис. 20.7. Орнаменты в технике маркетри: а — геометрические; б — растительный
та ведут последовательно, слева направо, вырезая элементы фона и заполняя гнезда фона.
Широко используют сюжетные мозаичные наборы, т. е. пейзажи, натюрморты, портреты и другие композиции {рис.
20.8, 20.9). Они могут выполняться как способом набора в шпон, так и способом набора в бумагу.
Надо обратить внимание на особенность подготовки рисунка для мозаичного набора.
Если набор делается в бумагу, т. е. детали набора наклеиваются по рисунку на бумагу, то его ведут по левой (нелицевой) стороне. Лицевая сторона приклеивается к бумаге. Чтобы после наклеивания набора на основу на его лицевой стороне получился первоначальный рисунок, переводить рисунок с кальки на бумагу надо в зеркальном т. е. перевернутом, изображении. Если набор ведется в фоновый шпон, тогда переворачивать кальку на обратную сторону при переводе рисунка на шпон не следует.
Наклеивание набора на основу. Оно выполняется точно так же, как облицовывание, процесс которого описан в гл. 10. В качестве основы для наклеивания набора можно взять фанеру, древесностружечную плиту, массивную древесину. Толщина основы зависит от габаритного размера набора: с его увеличением увеличивается и толщина основы. Приклеивать набор к основе той стороной, где расположена клеевая лента, нельзя, так как клеевое соединение будет слабым, а клеевая лента может просматриваться через тонкий лист шпона.
Мозаичные наборы наклеивают на основу горячим или холодным способом, с использованием карбамидоформальдегид — ных или поливинилацетатных клеев. Во избежание коробления на обратную сторону основы наклеивают компенсирующий слой шпона такой же толщины, как и толщина набора. Направление волокон шпона должно совпадать с преобладающим направлением волокон древесины в наборе.
После наклеивания набора и технологической выдержки приступают к обработке кромок и их облицовыванию.
Подготовка к отделке и отделка мозаичных наборов. Отделку мозаичных наборов делают прозрачной, с сохранением натурального цвета древесины.
Подготовка набора к отделке состоит в снятии клеевой ленты, выравнивании поверхности и удалении ворса.
Клеевую ленту слегка смачивают водой и счищают циклей — плоской стальной пластинкой с острой гранью на одной из кромок. После циклевания поверхность шлифуют шлифовальной шкуркой, затем удаляют ворс и отделывают нитро — целлюлозным или другим лаком (см. гл. 19). Для отделки мозаичных наборов не следует использовать полиэфирные лаки. Они создают толстослойные покрытия, и поверхность приобретает стекловидное состояние, на ней много бликов. Все это мешает правильному восприятию мозаичного набора.
[1] Технологический процесс изготовления резных элементов имеет другую структуру и описан в гл. 19.