Технология наборной мозаики

Технология наборной мозаикиДля выполнения мозаики применяют строганый или лу­щеный шпон всех пород древесины. Шпон должен быть более сухим (влажностью 3-4 %), чем применяемый для облицовы­вания. Это необходимо для того, чтобы после наклеивания на­бора на основу в ней не появились трещины. Художественные достоинства набора во многом зависят от правильного ис­пользования природных свойств древесины (ее текстура, цвет, блеск), которые должны соответствовать характеру рисунка мозаики.

При выполнении мозаичного набора надо стремиться при­менять шпон с натуральным цветом древесины. Но в некото­

Технология наборной мозаикирых случаях возникает необходимость подкрашивать шпон. Тогда следует применять глубокое крашение с использовани­ем кислотных красителей или протрав.

Кислотные красители для древесины бывают красных и коричневых цветов. Для глубокого крашения приготавливают раствор с концентрацией красителя 1-3 %. Краситель раство­ряют в кипяченой воде, охлажденной до 60-70 °С, тщательно перемешивают, фильтруют через два слоя марли и охлаждают до комнатной температуры.

Технология наборной мозаикиПротравы — это химические реактивы, которые вступают в реакцию с дубильными веществами, содержащимися в древе­сине. В результате цвет древесины изменяется. В качестве протрав применяют железный купорос, медный купорос, дву­хромовокислый калий и др. Растворы готовят 1-5 %-ные, в зависимости от необходимости получения той или иной насы­щенности цвета. Для этого реактив растворяют в воде при комнатной температуре, отстаивают один час, затем сливают в стеклянную или эмалированную посуду.

Окрашиваемые кусочки шпона очищают от пыли и погру­жают в раствор красителя. Для сквозного крашения выдерж­ку дают 6 сут, затем шпон сушат 2-3 дня. Для получения бо­лее равномерного цвета и лучшего проявления текстуры дре­весины лицевой слой шпона шлифуют. Это делают после на­клеивания набранного набора на основу.

Существуют различные способы выполнения мозаичных наборов.

1. Берут шпон в качестве фона и в него по нанесенному рисунку врезают куски шпона другой породы или цвета. За­тем весь набор наклеивают на основу и отделывают.

2. Если рисунок заполняет всю поверхность, т. е. фона нет или он малый по площади, тогда элементы мозаики один за другим вырезают и наклеивают на плотный лист бумаги, на которой нанесен рисунок мозаики. Такое составление мозаи­ки называют набор в бумагу.

3. Если мозаика представляет собой простой геометриче­ский рисунок типа паркета из одинаковых геометрических фигур* то набор делают путем наклеивания нарезанных эле­ментов на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор называют паркетри (от слова паркет).

Изготовление мозаичных наборов из шпона включает сле­дующие операции: подготовку рисунка; изготовление элемен­тов мозаики; соединение (составление) их в общую компози­цию; наклеивание набора на основу; подготовку к отделке и отделку.

Технология наборной мозаикиПодготовка рисунка. Рисунок должен соответствовать на­значению, размерам и форме украшаемого предмета. Если выбранный рисунок не подходит по размерам, его надо увели­чить или уменьшить. Это можно сделать с помощью фотогра­фии, компьютера, ксерокопирования, эпидиаскопа, размерной сетки, пантографа (см. рис. 18.9).

После получения рисунка его переводят на кальку, а сам рисунок сохраняют для проверки набора или для повторного использования.

Технология наборной мозаикиРисунок с кальки переводят на шпон с помощью копиро­вальной бумаги. При наборе в бумагу рисунок можно перево­дить и без копировальной бумаги. Кальку кладут на лист плотной бумаги и твердым карандашом продавливают рису­нок. На бумаге остается след в виде углублений, который за­тем обводят мягким карандашом.

Изготовление элементов мозаики. Прямолинейные гео­метрические элементы мозаики нарезают ножом, прижимая его лезвие к линейке. При резании вдоль волокон нож надо сильно прижимать к линейке. Делают несколько резов без сильного нажима на нож, иначе он может пойти по слою дре­весины, т. е. не прямолинейно.

Технология наборной мозаикиКриволинейные детали обычно режут ножом от руки, при этом резать надо все время по слою древесины, т. е. чтобы угол между направлением движения ножа и направлением волокон был меньше 90 °. Круги и кольца лучше резать с по­мощью ножа-циркуля. Циркуль устанавливают на шпон и, ос­торожно нажимая на резец, вырезают круг за несколько про­ходов. При вырезании кольца сначала прорезают внутреннюю окружность, затем наружную.

Технология наборной мозаикиЕсли набор состоит из крупных или сложных криволиней­ных деталей, то лучше выпиливать одновременно детали — вставки и фон. Для этого складывают два листа шпона и скрепляют их между собой по углам клеем или скрепками. На верхний лист шпона наносят рисунйк и режут лобзиком два листа шпона вместе. При этом одновременно изготавли­вают фон и деталь-вставку в двух экземплярах. Первый лист шпона используют как фон, а из другого листа берут вырезан­ные детали-вставки и соединяют их вместе. Соединение полу­чается точное и плотное. Второй лист шпона, из которого взя­ли вставки для первого набора, используют в качестве фона для другого набора, а вставки в этот фон берут из первого лис­та шпона. Листы шпона, безусловно, должны иметь разный цвет и текстуру древесины, т. е. быть разных пород.

Технология наборной мозаикиСоставление элементов мозаики. Простейшим видом мо­заики является фигурный набор шпона, т. е. с геометричес-

Технология наборной мозаикиким рисунком. Его применяют при облицовывании деталей мебели. Различные «иды фигурного набора показаны на рис.

20.2 и на рис. 10.1.

Технология наборной мозаики

д

Технология наборной мозаики

Технология наборной мозаики

Технология наборной мозаики

Рис. 20.2. Виды набора шпона: а — простой; б — фигурный в «елку»; в — в «шашку»; г — крестом; д — в круг или в многоугольник

На рис. 20.3 показан журнальный стол, облицовка крышки которого набрана в фриз. Как видим, достичь красивой формы мебели можно с помощью фигурного набора шпона. Подобные приемы при изготовлении мебели использовались широко, за­тем были забыты на несколько десятилетий, а в последнее время начинают возрождаться.

Технология наборной мозаики

При изготовлении детали набора плотно прижимают друг к другу кромками и на стыки накладывают клеевую ленту, предварительно смоченную теплой водой. Ленту сверху при­жимают притирочной колодкой.

Технология наборной мозаики

Мозаичные наборы типа паркета могут быть разнообраз­ными по композиции (рис. 20.4). Они несложны в изготовлении и могут выполняться разными способами. Наиболее простой способ — соединение отдельных элементов клеевой лентой.

Технология наборной мозаики

Технология наборной мозаикиТехнология наборной мозаики

Технология наборной мозаики

При выполнении набора из квадратов (например, для шах­матной доски) нарезают одинаковые по ширине, но разные по цвету штапики с продольным направлением волокон. Девять штапиков склеивают клеевой лентой, чередуя светлые и тем­ные (рис. 20.5, а). Затем по металлической линейке разрезают склеенную заготовку поперек волокон на восемь полосок та­кой же ширины, как штапики, т. е. чтобы получились квадра­ты. Полоски смещают влево и вправо на один квадрат и скле­ивают их (рис. 20.5, б). Лишние квадраты отрезают.

Технология наборной мозаики

Рис. 20.5. Набор шахматной доски: а — склеивание штапиков и разрезание листа на полоски; б — склеивание полосок; в — готовый набор

Шахматное поле можно окантовать узкой полоской светло­го тона, например, шпоном березы или клена, а по краям — более широкой полоской из шпона другого цвета. Окантовку шахматного поля соединяют под углом 45 0 (рис. 20.5, в).

Технология наборной мозаикиНа рис. 20.6 показан набор из повторяющихся геометри­ческих фигур. При его изготовлении лучше всего элементы набора вставлять в фон. Для этого сначала на фоновый шпон через копировальную бумагу наносят контур вставки, затем гнездо вырезают ножом по контуру. После этого под образо­вавшееся гнездо подкладывают лист шпона, предназначен­ный для вставки, и находят правильное его положение. Сжав оба листа, кончиком ножа обводят контур гнезда. Нож при этом немного наклоняют внутрь гнезда (чтобы в готовом на­боре не было щели). По намеченному контуру вырезают вставку, вставляют ее в гнездо и закрепляют клеевой лентой. Операции повторяют, пока не получат весь набор. При этом нельзя вырезать подряд несколько гнезд. Каждое следующее вырезают после того, как заполнено вставкой предыдущее. Иначе фоновый шпон может порваться, а набор оказаться со щелями.

Технология наборной мозаикиНаправление волокон вставок должно совпадать с направ­лением лучей.

Технология наборной мозаикиТехнология наборной мозаики

Технология наборной мозаики

Технология наборной мозаикиРис. 20.6. Набор из повторяющихся геометрических фигур

Паркетпри с объемным изображением выполняют набором в шпон. Объемность изображения достигается за счет формы элементов и разницы в их цвете. Для этого используют три породы шпона.

Технология наборной мозаики

В технике маркетри могут выполняться различные орна­менты — геометрические, ленточные, геометрические в круге, растительные, сетчатые и др. (рис. 20.7). Чем сложнее орна­мент, тем больше используется пород шпона. Набор орнамен-

Технология наборной мозаики

Технология наборной мозаикиРис. 20.7. Орнаменты в технике маркетри: а — геометрические; б — растительный

та ведут последовательно, слева направо, вырезая элементы фона и заполняя гнезда фона.

Широко используют сюжетные мозаичные наборы, т. е. пейзажи, натюрморты, портреты и другие композиции {рис.

20.8, 20.9). Они могут выполняться как способом набора в шпон, так и способом набора в бумагу.

Технология наборной мозаики

Технология наборной мозаики

Технология наборной мозаикиНадо обратить внимание на особенность подготовки рисун­ка для мозаичного набора.

Если набор делается в бумагу, т. е. детали набора наклеива­ются по рисунку на бумагу, то его ведут по левой (нелицевой) стороне. Лицевая сторона приклеивается к бумаге. Чтобы пос­ле наклеивания набора на основу на его лицевой стороне по­лучился первоначальный рисунок, переводить рисунок с каль­ки на бумагу надо в зеркальном т. е. перевернутом, изображе­нии. Если набор ведется в фоновый шпон, тогда переворачи­вать кальку на обратную сторону при переводе рисунка на шпон не следует.

Наклеивание набора на основу. Оно выполняется точно так же, как облицовывание, процесс которого описан в гл. 10. В качестве основы для наклеивания набора можно взять фа­неру, древесностружечную плиту, массивную древесину. Тол­щина основы зависит от габаритного размера набора: с его увеличением увеличивается и толщина основы. Приклеивать набор к основе той стороной, где расположена клеевая лента, нельзя, так как клеевое соединение будет слабым, а клеевая лента может просматриваться через тонкий лист шпона.

Мозаичные наборы наклеивают на основу горячим или хо­лодным способом, с использованием карбамидоформальдегид — ных или поливинилацетатных клеев. Во избежание коробле­ния на обратную сторону основы наклеивают компенсирую­щий слой шпона такой же толщины, как и толщина набора. Направление волокон шпона должно совпадать с преобладаю­щим направлением волокон древесины в наборе.

Технология наборной мозаикиПосле наклеивания набора и технологической выдержки приступают к обработке кромок и их облицовыванию.

Подготовка к отделке и отделка мозаичных наборов. От­делку мозаичных наборов делают прозрачной, с сохранением натурального цвета древесины.

Подготовка набора к отделке состоит в снятии клеевой ленты, выравнивании поверхности и удалении ворса.

Клеевую ленту слегка смачивают водой и счищают циклей — плоской стальной пластинкой с острой гранью на одной из кромок. После циклевания поверхность шлифуют шлифо­вальной шкуркой, затем удаляют ворс и отделывают нитро — целлюлозным или другим лаком (см. гл. 19). Для отделки мозаичных наборов не следует использовать полиэфирные лаки. Они создают толстослойные покрытия, и поверхность приобретает стекловидное состояние, на ней много бликов. Все это мешает правильному восприятию мозаичного набора.

[1] Технологический процесс изготовления резных элементов имеет другую структуру и описан в гл. 19.

Технология наборной мозаики

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.



elitnamebel.ru