Перед обработкой лесную находку высушивают и выдерживают для снятия внутренних напряжений. Первичную обработку начинают с удаления ненужных элементов. Для этого необходимо предварительно создать образ и форму изделия, осмыслить последовательность и способ его изготовления. Задуманную форму следует выразить на эскизах, а в трудных случаях смоделировать, например в глине или пластилине, так как исправить ошибки в материале трудно, а порой и невозможно. После этого готовят опорную плоскость будущего изделия. Для настольного изделия она горизонтальная, для настенного — вертикальная. При этом положение опорной плоскости должно быть таким, чтобы в тонких деталях волокна древесины были направлены вдоль. Это необходимо для обеспечения прочности тонких деталей. Опорную плоскость опиливают пилой или отесывают и зачищают рубанком.
Лесная скульптура вместо опорной плоскости может иметь подставку. В ряде случаев она является обязательным элементом.
Опорные подставки можно делать из того же материала, что и изделие. Для них используют торцовые срезы ствола,
корни, наросты. В качестве подставки могут служить куски шлифованных мраморных плит. Подставка является важным элементом общей композиции лесной скульптуры, поэтому ее размеры, пропорции должны соответствовать пропорциям скульптуры, а цвет и фактура должны находиться в гармоническом единстве.
При обработке лесной скульптуры основу ее составляет лесная находка, поэтому надо максимально сохранить ее форму и фактуру. Однако отдельные места могут оказаться слабовыразительными. Например, плохо смотрятся корни одного сечения, прямые и гладкие стволы и сучья. Для большей выразительности нужны динамические формы переменного сечения, стремительные линии (рис. 19.32).
При вырезании отдельных деталей лесной скульптуры техника резьбы примерно та же, что и при выполнении объемной резьбы. Вначале вырезают детали неполного профиля, затем ведут контроль соблюдения пропорций по общему впечатлению и окончательную доработку деталей.
Для осуществления задуманной композиции в лесной находке может не хватать отдельных элементов, и тогда приходиться склеивать некоторые части или детали. Соединения не должны портить внешний вид, поэтому соединяемые части должны быть из одного материала и одинаковыми по цвету и текстуре, а клеевые соединения — незаметными. Чтобы скрыть клеевые швы, места соединения надо выбрать наиболее незаметными. Важно также точно подогнать склеиваемые поверхности. Простейший способ подгонки торцовых соединений — прирезка. Детали плотно прикладывают друг к другу, зажимают и место стыка пропиливают пилой. Склеиваемые
плоскости дополнительно можно зачистить рубанком или шлифовальной шкуркой. Плоскости, расположенные вдоль волокон, лучше подогнать рубанком. Криволинейные плоскости, которые нельзя обработать рубанком, можно точно подогнать следующим образом. Обрабатывают окончательно одну из склеиваемых поверхностей. На нее наносят слой сухой краски или покрывают мягким карандашом. Детали складывают, прижимают друг к другу и притирают легким трением. Краска или карандаш отмечает выпуклые места, которые надо срезать. Неоднократной обработкой добиваются точной подгонки. Перед склеиванием деталей краску или карандаш с поверхностей убирают.
При наличии в материале трещин, сколов, задиров и других дефектов их устраняют так же, как и у резных деталей. Аналогично выполняют шлифование и отделку.
При изготовлении изделий могут встречаться тонкие непрочные детали, особенно когда волокна древесины в них направлены поперек. Такие детали лучше укрепить. Для этого перед окончательной обработкой их несколько раз пропитывают клеем. После высыхания детали становятся намного прочнее, и их дорабатывают окончательно с меньшей вероятностью повреждения.
Для изготовления различных изделий прикладного искусства используют наросты (их называют еще капами). Наросты представляют собой извилистое беспорядочное расположение волокон, которое образуется на березе, сосне, ольхе и других породах древесины. Из наростов чаще делают долбленые или точеные изделия — чаши, вазы, шкатулки. При больших размерах свилеватых заготовок, как у карельской березы, из них делают тонкие листы шпона, которые используют для облицовывания деталей мебели, шкатулок и др.
Форму изделий, как правило, подсказывают форма и размеры исходного материала. Так, форму ваз (рис. 19.33) определила форма найденных в лесу заготовок. Внутреннюю полость подобных ваз можно выбрать длинным сверлом — сначала малого диаметра, потом большого. Из утолщенных участков стволов карельской березы может быть изготовлено изделие токарной работы — ваза, показанная на рис. 19.34.