Обработка лесных скульптур

Обработка лесных скульптурПеред обработкой лесную находку высушивают и выдер­живают для снятия внутренних напряжений. Первичную об­работку начинают с удаления ненужных элементов. Для этого необходимо предварительно создать образ и форму изделия, осмыслить последовательность и способ его изготовления. За­думанную форму следует выразить на эскизах, а в трудных случаях смоделировать, например в глине или пластилине, так как исправить ошибки в материале трудно, а порой и невоз­можно. После этого готовят опорную плоскость будущего из­делия. Для настольного изделия она горизонтальная, для на­стенного — вертикальная. При этом положение опорной плоскости должно быть таким, чтобы в тонких деталях волок­на древесины были направлены вдоль. Это необходимо для обеспечения прочности тонких деталей. Опорную плоскость опиливают пилой или отесывают и зачищают рубанком.

Обработка лесных скульптурЛесная скульптура вместо опорной плоскости может иметь подставку. В ряде случаев она является обязательным эле­ментом.

Опорные подставки можно делать из того же материала, что и изделие. Для них используют торцовые срезы ствола,

Обработка лесных скульптуркорни, наросты. В качестве подставки могут служить куски шлифованных мраморных плит. Подставка является важным элементом общей композиции лесной скульптуры, поэтому ее размеры, пропорции должны соответствовать пропорциям скульптуры, а цвет и фактура должны находиться в гармони­ческом единстве.

При обработке лесной скульптуры основу ее составляет лесная находка, поэтому надо максимально сохранить ее фор­му и фактуру. Однако отдельные места могут оказаться слабо­выразительными. Например, плохо смотрятся корни одного сечения, прямые и гладкие стволы и сучья. Для большей вы­разительности нужны динамические формы переменного сече­ния, стремительные линии (рис. 19.32).

Обработка лесных скульптурПри вырезании отдельных деталей лесной скульптуры тех­ника резьбы примерно та же, что и при выполнении объемной резьбы. Вначале вырезают детали неполного профиля, затем ведут контроль соблюдения пропорций по общему впечатле­нию и окончательную доработку деталей.

Для осуществления задуманной композиции в лесной на­ходке может не хватать отдельных элементов, и тогда прихо­диться склеивать некоторые части или детали. Соединения не должны портить внешний вид, поэтому соединяемые части должны быть из одного материала и одинаковыми по цвету и текстуре, а клеевые соединения — незаметными. Чтобы скрыть клеевые швы, места соединения надо выбрать наибо­лее незаметными. Важно также точно подогнать склеиваемые поверхности. Простейший способ подгонки торцовых соедине­ний — прирезка. Детали плотно прикладывают друг к другу, зажимают и место стыка пропиливают пилой. Склеиваемые

Обработка лесных скульптурОбработка лесных скульптур

Обработка лесных скульптурплоскости дополнительно можно зачистить рубанком или шлифовальной шкуркой. Плоскости, расположенные вдоль волокон, лучше подогнать рубанком. Криволинейные плоско­сти, которые нельзя обработать рубанком, можно точно подо­гнать следующим образом. Обрабатывают окончательно одну из склеиваемых поверхностей. На нее наносят слой сухой краски или покрывают мягким карандашом. Детали склады­вают, прижимают друг к другу и притирают легким трением. Краска или карандаш отмечает выпуклые места, которые надо срезать. Неоднократной обработкой добиваются точной под­гонки. Перед склеиванием деталей краску или карандаш с поверхностей убирают.

При наличии в материале трещин, сколов, задиров и других дефектов их устраняют так же, как и у резных деталей. Ана­логично выполняют шлифование и отделку.

При изготовлении изделий могут встречаться тонкие не­прочные детали, особенно когда волокна древесины в них на­правлены поперек. Такие детали лучше укрепить. Для этого перед окончательной обработкой их несколько раз пропитыва­ют клеем. После высыхания детали становятся намного проч­нее, и их дорабатывают окончательно с меньшей вероятностью повреждения.

Для изготовления различных изделий прикладного искус­ства используют наросты (их называют еще капами). Нарос­ты представляют собой извилистое беспорядочное расположе­ние волокон, которое образуется на березе, сосне, ольхе и дру­гих породах древесины. Из наростов чаще делают долбленые или точеные изделия — чаши, вазы, шкатулки. При больших размерах свилеватых заготовок, как у карельской березы, из них делают тонкие листы шпона, которые используют для облицовывания деталей мебели, шкатулок и др.

Форму изделий, как правило, подсказывают форма и разме­ры исходного материала. Так, форму ваз (рис. 19.33) определи­ла форма найденных в лесу заготовок. Внутреннюю полость подобных ваз можно выбрать длинным сверлом — сначала малого диаметра, потом большого. Из утолщенных участков стволов карельской березы может быть изготовлено изделие токарной работы — ваза, показанная на рис. 19.34.

Обработка лесных скульптур

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий



elitnamebel.ru