Объемную резьбу выполняют после освоения приемов других видов резьбы.
Скульптуры малых форм можно изготавливать за обычным или низким столом. Набор инструментов состоит из полукруглых стамесок шириной 15-40 мм и специального ножа с широким полотном, скошенным под углом 30
Из пород древесины начинающему резчику лучше всего использовать липу, хотя можно применять также ольху, осину, березу, грушу, клен. При выборе заготовки ее нужно ориентировать так, чтобы тонкие детали скульптуры располагались вдоль волокон.
Заготовку спиливают сверху и снизу в размер изделия с припуском на обработку. Затем топором заготовке придают форму параллелепипеда или другую, соответствующую форме изделия. Опытный резчик выполняет скульптурную работу без модели. Начинающему резчику надо сделать эскизы изделия в натуральную величину не менее чем с двух сторон — вид спереди и сбоку, а еще лучите — изготовить модель из глины или пластилина.
На подготовленную заготовку наносят контур модели с необходимым припуском на обработку. Лишнюю древесину на прямых участках срубают топором, с вогнутых удаляют с помощью полукруглых стамесок. Работать надо аккуратно, не допускать сколов и задиров древесины.
После вырубки приступают к проработке основных скульптурных форм. Она выполняется постепенно, сначала крупными стамесками, затем более мелкими. Срезать древесину надо мелкими резами, равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон. При необходимости применяют также рашпили, острые ножи, рифлевки и шлифовальную шкурку. Основные этапы выполнения объемной резьбы показаны на рис. 19.31.
После окончания резьбы в местах, где появились или были трещины, щели, сучки и другие дефекты, вклеивают недостающие кусочки древесины. Изъяны небольших размеров можно заделать шпатлевкой. Ее делают из мела тонкого помола и замешивают на столярном или поливинилацетатном клее с добавлением небольшого количества олифы и сухого пигмента или масляной краски для подцветки. Смесь тщательно перемешивают в фарфоровой ступке или на мраморной доске.
Перед шлифованием дефектные места смачивают натуральной олифой и просушивают в течение 6-8 ч. После шпатлевки изделие сушат в течение двух суток. Затем зашпатле — ванные места шлифуют мелкозернистой шкуркой. При большой усадке шпатлевки операцию шпатлевания повторяют.
а,<Э |
Рис. 19.31. Этапы выполнения объемной резьбы: а — изготовление модели декора — тивной скульптуры; б — закрепление заготовки и основная разметка; в — обруб основных форм; г — проработка рельефа и деталей, скульптуры |