Техника выполнения рельефной резьбы

Техника выполнения рельефной резьбыПри выполнении рельефной резьбы используют все инст­рументы для резьбы по дереву и разнообразные приемы ра­бот. Для рельефной резьбы на деталях мебели лучше исполь­зовать древесину средней и высокой твердости (дуб, бук, бере­зу и др.). Но освоение приемов резьбы лучше начинать на дре­весине липы.

Заготовку закрепляют на верстаке неподвижно и повора­чивают только в крайних случаях. Резьбу следует выполнять стоя.

При большом разнообразии методов и приемов выполне­ния рельефной резьбы их последовательность примерно оди­наковая и включает операции: нанесение рисунка, надрез и

Техника выполнения рельефной резьбыТехника выполнения рельефной резьбы

Рис. 19.22. Резьба линий крупных орнаментов: о — полукруглой стамеской; б — стамеской-уголком

Техника выполнения рельефной резьбы

подрез контура орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа, чистовая зачистка фона, выявление мелкого рельефа, чеканка фона.

Рисунок (шаблон) изготавливают в натуральную величину. С шаблона рисунок переводят на кальку, а с кальки через ко­пировальную бумагу — на заготовку. Чтобы рисунок не сти­рался во время работы, его покрывают тонким слоем лака.

Техника выполнения рельефной резьбыНачинающему резчику целесообразно вылепить рельеф из пластилина. Это позволит точнее почувствовать форму и избе­жать ошибок во время работы.

Техника выполнения рельефной резьбы

При выполнении плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами процесс резьбы начинают с надреза по контуру ри­сунка {рис. 19.24). Его выполняют при вертикальном положе­нии резца. Прямые линии рисунка режут косячком, криволи­нейные — стамеской соответствующего профиля. При высо-

Техника выполнения рельефной резьбыТехника выполнения рельефной резьбы

Техника выполнения рельефной резьбы

Рис. 19.24. Техника выполне­ния плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами (стрелками показано направле­ние движения инструмента): а — надрезание; б — подрезание: в — зааваливание контура орпа мента

ком рельефе, стамеску слегка наклоняют в сторону рисунка (чтобы не получилось поднутрения орнамента).

Подрезку делают отлогими, средними или круглыми ста­месками тычком, держа инструмент под углом 45 0 к поверх­ности и нажимая на конец ручки ладонью.

После подрезки заоваливают грани. Со стороны элемента орнамента грани закругляют круче, чем со стороны фона. Тог­да рельефное изображение поучается с плавными мягкими за — оваленными линиями без резких теней.

При выполнении крупного орнамента с углубленными вы­емками можно пользоваться стамесками-уголками, клюкарза­ми, а также полукруглыми стамесками. Для облегчения рабо­ты можно пользоваться киянкой. Выемка в этом случае дол­жна выбираться с внешней стороны орнамента на расстоянии нескольких миллиметров (2-3) от линии рисунка. Получив выемку, резьбу продолжают вручную.

Резьба с подобранным фоном {рис. 19.25) выполняется, как и резьба с заоваленными контурами. Глубина и ширина вы­борки фона зависит от характера рисунка и желания придать ему ту или иную выразительность. Внутри фон можно запол­нить профильными порезками или зачеканить.

Техника выполнения рельефной резьбыПри выполнении резьбы с подушечным фоном рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого со сто­роны фона, который по форме напоминает подушки. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном изображена на рис, 19.26. Направление движения инструмен­та показано на рисунке стрелками.

Техника выполнения рельефной резьбыПоследовательность операций при выполнении глухой ре­льефной резьбы (барельефной и горельефной) показана на рис. 19.27.

При выполнений горельефной резьбы с крупным орнамен­том контур обрубают с помощью киянки. Для этого лезвие стамески нужного профиля ставят на линию контура с не­большим наклоном в сторону рисунка и ударяют киянкой по ручке стамески. Отбрубка контура производится с ирипуском в 2-3 мм выше проектной глубины рельефа. Этот припуск не­обходим для чистовой обработки и зачистки рельефа. Обру­бив по контуру часть орнамента, этой же стамеской подрубают контур под углом 45 0 в тех местах, где позволяет площадь фона (рис. 19.27, а, б). В узких местах обрубку и подрубку де­лают за несколько приемов. При выполнении данной работы необходимо точно рассчитать силу удара, чтобы древесина вы­рубалась только на нужную глубину.

Черновую выборку фона {рис. 19.27, в) начинают с самых больших участков отлогими широкими стамесками. Резание

Техника выполнения рельефной резьбы

Рис. 19.25. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с по­добранным (выбранным) фоном: а — надрез; б — подрезки: в — выборка и зачистка фона и вертикаль­ного края контура: г — заоваливание контура

производят в разных направлениях в зависимости от направ­ления волокон древесины. Стамеску держат двумя руками, наклоняя к плоскости фона. При выполнении крупной резьбы можно пользоваться киянкой.

Техника выполнения рельефной резьбыТехника выполнения рельефной резьбы

Техника выполнения рельефной резьбыТехника выполнения рельефной резьбы

б

Рис. 19.26. Техника выполне­ния плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелка­ми показано направление дви­жения инструмента): а — надрез по контуру; б — подрезка к вершине фона; в — заоваливание фона и конту­ра орнамента

Техника выполнения рельефной резьбыТехника выполнения рельефной резьбы

Рис. 19.27. Техника выполнения глухой рельефной резьбы (стрелками показано направление движения инструмента): а — надрез или обруб по контуру; б — подрезка к основанию надреза; в — выборка фона начерно; г — заоваливание орнамента и зачистка фона; д — разработка рельефа выемками, прорезками

По окончании выборки фона выявляют формы рельефа ор намента. Частой операцией при этом является заоваливание, или закругление, выпуклых элементов. Этапы этой операции показаны на рис. 19.27, г. После надреза и подрезки контура и черновой выборки фона снимают косячком основную фаску под углом 45 а затем верхнюю и нижнюю фаски. Зачища­ют контур горошины и другие формы орнамента отлогой ста­меской.

При оформлении рельефа выполняют также ложкообраз­ные углубления средними и полукруглыми стамесками. В этом случае левой рукой держат стамеску ниже черенка, а ла­донью правой руки нажимают на черенок. Сначала лезвие стамески врезают в древесину, затем постепенно опускают че­ренок и, вывертывая лезвие медленно, выводят его кверху (рис. 19.28). Одновременно стамеску вращают слева направо и справа налево.

Часто приходится срезать наклонную плоскость к фону — при вырезании шишек, лепестков, цветов, листьев. Операцию выполняют отлогой или прямой стамеской за два приема, сна­чала начерно срезают нужный слой, а затем формируют про­филь и зачищают плоскость.

Чистовую зачистку фона начинают с самых больших по площади участков прямыми широкими стамесками. Стамеску держат почти горизонтально. В зависимости от формы и пло­щади участков фона стамеску двигают поперек и под углом к волокнам. Где можно, фон зачищают широкой стамеской. Углы орнамента зачищают уголками лезвия или стамеской- клюкарзой. В узких местах работают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.

косячка или церазика.

Техника выполнения рельефной резьбы

Мелкий рельеф орнамента выявляют нанесением мелких и тонких выемок (рис. 19.27. д). Работают с использованием

Рис. 19.28. Последователь­ное перемещение полу­круглой стамески при вы­борке древесины в полос­ти:

Техника выполнения рельефной резьбы1,2 — соответственно исход­ное и конечное положение

Чеканку фона выполняют с помощью пуансона (чекана). Пуансон ставят на фон перпендикулярно и сверху по нему равномерно ударяют молотком. В рельефной резьбе это опера­цию выполняют начисто.

Техника выполнения рельефной резьбы

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.



elitnamebel.ru