При выполнении рельефной резьбы используют все инструменты для резьбы по дереву и разнообразные приемы работ. Для рельефной резьбы на деталях мебели лучше использовать древесину средней и высокой твердости (дуб, бук, березу и др.). Но освоение приемов резьбы лучше начинать на древесине липы.
Заготовку закрепляют на верстаке неподвижно и поворачивают только в крайних случаях. Резьбу следует выполнять стоя.
При большом разнообразии методов и приемов выполнения рельефной резьбы их последовательность примерно одинаковая и включает операции: нанесение рисунка, надрез и
Рис. 19.22. Резьба линий крупных орнаментов: о — полукруглой стамеской; б — стамеской-уголком |
подрез контура орнамента, черновая выборка фона, выявление форм рельефа, чистовая зачистка фона, выявление мелкого рельефа, чеканка фона.
Рисунок (шаблон) изготавливают в натуральную величину. С шаблона рисунок переводят на кальку, а с кальки через копировальную бумагу — на заготовку. Чтобы рисунок не стирался во время работы, его покрывают тонким слоем лака.
Начинающему резчику целесообразно вылепить рельеф из пластилина. Это позволит точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время работы.
При выполнении плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами процесс резьбы начинают с надреза по контуру рисунка {рис. 19.24). Его выполняют при вертикальном положении резца. Прямые линии рисунка режут косячком, криволинейные — стамеской соответствующего профиля. При высо-
Рис. 19.24. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленными контурами (стрелками показано направление движения инструмента): а — надрезание; б — подрезание: в — зааваливание контура орпа мента
ком рельефе, стамеску слегка наклоняют в сторону рисунка (чтобы не получилось поднутрения орнамента).
Подрезку делают отлогими, средними или круглыми стамесками тычком, держа инструмент под углом 45 0 к поверхности и нажимая на конец ручки ладонью.
После подрезки заоваливают грани. Со стороны элемента орнамента грани закругляют круче, чем со стороны фона. Тогда рельефное изображение поучается с плавными мягкими за — оваленными линиями без резких теней.
При выполнении крупного орнамента с углубленными выемками можно пользоваться стамесками-уголками, клюкарзами, а также полукруглыми стамесками. Для облегчения работы можно пользоваться киянкой. Выемка в этом случае должна выбираться с внешней стороны орнамента на расстоянии нескольких миллиметров (2-3) от линии рисунка. Получив выемку, резьбу продолжают вручную.
Резьба с подобранным фоном {рис. 19.25) выполняется, как и резьба с заоваленными контурами. Глубина и ширина выборки фона зависит от характера рисунка и желания придать ему ту или иную выразительность. Внутри фон можно заполнить профильными порезками или зачеканить.
При выполнении резьбы с подушечным фоном рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминает подушки. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном изображена на рис, 19.26. Направление движения инструмента показано на рисунке стрелками.
Последовательность операций при выполнении глухой рельефной резьбы (барельефной и горельефной) показана на рис. 19.27.
При выполнений горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают с помощью киянки. Для этого лезвие стамески нужного профиля ставят на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и ударяют киянкой по ручке стамески. Отбрубка контура производится с ирипуском в 2-3 мм выше проектной глубины рельефа. Этот припуск необходим для чистовой обработки и зачистки рельефа. Обрубив по контуру часть орнамента, этой же стамеской подрубают контур под углом 45 0 в тех местах, где позволяет площадь фона (рис. 19.27, а, б). В узких местах обрубку и подрубку делают за несколько приемов. При выполнении данной работы необходимо точно рассчитать силу удара, чтобы древесина вырубалась только на нужную глубину.
Черновую выборку фона {рис. 19.27, в) начинают с самых больших участков отлогими широкими стамесками. Резание
Рис. 19.25. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подобранным (выбранным) фоном: а — надрез; б — подрезки: в — выборка и зачистка фона и вертикального края контура: г — заоваливание контура |
производят в разных направлениях в зависимости от направления волокон древесины. Стамеску держат двумя руками, наклоняя к плоскости фона. При выполнении крупной резьбы можно пользоваться киянкой.
б |
Рис. 19.26. Техника выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном (стрелками показано направление движения инструмента): а — надрез по контуру; б — подрезка к вершине фона; в — заоваливание фона и контура орнамента
Рис. 19.27. Техника выполнения глухой рельефной резьбы (стрелками показано направление движения инструмента): а — надрез или обруб по контуру; б — подрезка к основанию надреза; в — выборка фона начерно; г — заоваливание орнамента и зачистка фона; д — разработка рельефа выемками, прорезками |
По окончании выборки фона выявляют формы рельефа ор намента. Частой операцией при этом является заоваливание, или закругление, выпуклых элементов. Этапы этой операции показаны на рис. 19.27, г. После надреза и подрезки контура и черновой выборки фона снимают косячком основную фаску под углом 45 а затем верхнюю и нижнюю фаски. Зачищают контур горошины и другие формы орнамента отлогой стамеской.
При оформлении рельефа выполняют также ложкообразные углубления средними и полукруглыми стамесками. В этом случае левой рукой держат стамеску ниже черенка, а ладонью правой руки нажимают на черенок. Сначала лезвие стамески врезают в древесину, затем постепенно опускают черенок и, вывертывая лезвие медленно, выводят его кверху (рис. 19.28). Одновременно стамеску вращают слева направо и справа налево.
Часто приходится срезать наклонную плоскость к фону — при вырезании шишек, лепестков, цветов, листьев. Операцию выполняют отлогой или прямой стамеской за два приема, сначала начерно срезают нужный слой, а затем формируют профиль и зачищают плоскость.
Чистовую зачистку фона начинают с самых больших по площади участков прямыми широкими стамесками. Стамеску держат почти горизонтально. В зависимости от формы и площади участков фона стамеску двигают поперек и под углом к волокнам. Где можно, фон зачищают широкой стамеской. Углы орнамента зачищают уголками лезвия или стамеской- клюкарзой. В узких местах работают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.
косячка или церазика. |
Мелкий рельеф орнамента выявляют нанесением мелких и тонких выемок (рис. 19.27. д). Работают с использованием
Рис. 19.28. Последовательное перемещение полукруглой стамески при выборке древесины в полости:
1,2 — соответственно исходное и конечное положение
Чеканку фона выполняют с помощью пуансона (чекана). Пуансон ставят на фон перпендикулярно и сверху по нему равномерно ударяют молотком. В рельефной резьбе это операцию выполняют начисто.