При выполнении контурной резьбы используют прямые, ломаные и извилистые линии. Несмотря на простоту рисунка и отсутствие рельефа, техника контурной резьбы требует хорошего владения инструментом.
Для выполнения контурной резьбы применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески-косяки, стамески-уголки, полукруглые стамески, отлогие, клюкарзы.
Сначала на заготовке делают разметку. Рисунок орнамента переносят на подготовленную поверхность древесины карандашом от руки или переводят с оригинала через копировальную бумагу. Рисунок можно наносить на чистую неотделанную поверхность или на отделанную.
Начинающему резчику лучше начинать резьбу на древесине мягких пород, а после приобретения навыка ее можно делать и на твердолиственных породах.
Заготовку закрепляют на верстаке неподвижно и начинают выполнять резьбу. Поворачивают заготовку на 180 0 только в крайних случаях. Работать лучше двумя руками. Правой рукой держат стамеску за черенок, а левой — придерживают инструмент недалеко от лезвия.
При резьбе стамеской-косяком заготовку с рисунком закрепляют на верстаке. Резьбу выполняют в два приема. При
выполнении первого (надрезания) нож-косяк держат лезвием на себя и несколько наклонно. Лезвие вводят в — древесину и с усилием ведут по линии рисунка. Движение лезвия направляют большим пальцем левой руки. Надрезав линию с одной стороны с наклоном косяка вправо, выполняют второй прием — подрезание, при этом косяк поворачивают влево. Предварительный вертикальный надрез по средней линии не делают. В результате из-под ножа выходит трехгранная полоска — «соломка», а на заготовке получается двугранная выемка. Последовательность и приемы выполнения контурной резьбы показаны на рис. 19.20.
Ножом-косяком можно резать по всех направлениях — на себя, от себя, наклоном влево и вправо.
При выполнении розеток или орнамента с кривыми линиями ширину и глубину выемок делают неодинаковыми. Ширина выемок и глубина реза у края розетки максимальная, у центра сходит на нет. Концы лучей подрезают носком косяка с небольшим наклоном. Контур окружности прорезают в последнюю очередь. Сначала режут внешнюю грань, затем внутреннюю.
Контурную резьбу можно выполнять полукруглыми стамесками. При выполнении небольшой розетки (рис. 19.21) крутой стамеской надрезают лепесток, как показано стрелкой 1. Уголок стамески ставят в начало линии, нажимают на черенок и ведут лезвие по кривой. Стамеску наклоняют к центру розетки. Продолжают надрез того же лепестка средней стамеской в направлении, показанном стрелкой 2. Заканчивают надрез контура отлогой стамеской, как показано стрелкой 3. Срезание второй грани производят средней и отлогой стамесками. Сначала все лепестки подряд подрезают средней стамеской (стрелки 4), затем отлогой (стрелки 5).
Освоив основные приемы выполнения контурной резьбы, можно приступать к резьбе орнаментальных или сюжетных композиций.
Выполнение орнамента начинают обычно с окрашивания заготовки. Для этого используют 2—3 %-ный раствор водорастворимых красителей для дерева. После высыхания окрашенную поверхность слегка шлифуют и лакируют.
Рисунок орнамента переводят йа кальку. Затем кальку закрепляют на заготовке и острым твердым карандашом переводят рисунок на древесину. Полученный контур процарапывают шилом или обводят хорошо заметным цветным карандашом.
Орнамент режут косячком. Резать линии нужно плавно, не отрываясь. Сначала режут с внешней стороны, потом с внут-
Рис. 19.20. Резьба косяком: 1 — последовательность выполнения работ (а — надрезание; б — подрезание); 2 — работа одной рукой (а — на себя; б — от себя); 3 — работа двумя руками (а — на себя; б — от себя) |
ренней. На участках линий с малой кривизной пятку косячка приподнимают и режут носком лезвия.
Для усиления художественной выразительности крупные формы подчеркивают более глубокими и широкими линиями.
Рис. 19.21, Резьба линий полукруглыми стамесками (стрелка^ ми показано направление движения инструмента, цифрами — порядок выполнения работы)
Иногда надрез контура с внутренней стороны делают круто, а подрезку с внешней стороны — полого.
Линии крупных орнаментов, например в домовой резьбе, можно получить полукруглыми стамесками и клюкарзами, а также стамесками-уголками. При вырезании глубоких выемок с целью облегчения труда можно пользоваться киянками {рис. 19.22).
При выполнении контурной резьбы нередко используют растительные и животные мотивы. Вокруг контура рисунка в таких случаях часто делают чеканку фона (рис. 19.23). Чеканку фона выполняют полукруглыми стамескаим или клюкарзами в виде неглубоких линий или хаотичных выемок, а также в виде мелкой сетки. Для придания выбранному фону ровной и красивой структуры пользуюутся также специальными приспособлениями — чеканами.