В корпусной мебели стекла занимают значительную поверхность, в отдельных изделиях до 20 % от общей площади, а то и больше. По мере того как форма изделия усложняется, необходимо улучшать художественный облик и стекол.
К приемам художественного оформления стекол можно отнести:
— декорирование их деревянными и металлическими решетками (что было уже отмечено);
— нанесение на стекла рисунков краской;
— пескоструйная обработка;
— оформление стекол широким фацетом;
— придание стеклам криволинейной формы.
Нанесение на стекло цветной краски в виде какого-либо
рисунка должно сопровождаться термообработкой для закрепления краски на стекле. Такой способ пригоден для мебели демократического направления, но не пригоден для художественной мебели.
Пескоструйная обработка стекла была до недавнего времени важнейшим способом его декорирования. Технология пескоструйной обработки состоит в следующем.
В пневмопистолет подается речной песок (реже — колотая дробь). Из сопла песок вылетает с высокой скоростью, ударяется о поверхность стекла и царапает его — стекло становится матовым. На поверхность стекла кладется шаблон (тонкий металлический лист), в котором вырезан рисунок. Этот рисунок и создается на стекле (рис. 12.9). В художественной мебели этот способ декорирования заменен накладными декоративными рамками из древесины.
Сравнительно новый прием декорирования стекол — изготовление широкого фацета (не менее 20 мм), в том числе с двух сторон. При небольших размерах стекла воспринимаются объемно и становятся элементом декора.
Вместо стекол с широким фацетом могут использоваться криволинейные стекла. Они также создают сильный декоративный акцент.
Рис. 12.9. Рисунки для пескоструйной обработки стекол
Изготовление криволинейных стекол может быть организовано на любой мебельной фабрике. Оно заключается в следующем. Делается матрица, рабочая поверхность которой имеет размеры и форму криволинейного стекла. Плоское стекло укладывается на матрицу и помещается в термическую печь. При нагревании стекло становится пластичным и проваливается в матрицу, приобретая необходимую форму. После охлаждения стекла его форма стабилизуется. Дополнительная обработка стекла не требуется.