Принципы проектирования мебели

Принципы проектирования мебели1.1. Общие принципы проектирования мебели

Принципы проектирования мебелиП

Принципы проектирования мебелироектирование мебели выполняется поэтапно. Установ­лены следующие этапы, или стадии, проектирования. Разработка технического задания. Формулируются требования к будущему изделию.

Разработка технического предложения. Выбирают мате­риалы, выявляют функциональные, эстетические, конструктив­ные и другие особенности проектируемого изделия.

Разработка эскизного проекта. Выполняются варианты общего вида изделия и документации в объеме, позволяющем изготовить опытный образец. Опытный образец рассматрива­ется художественно-техническим советом (концерна «Беллес — бумпром» или производственных объединений), и после реко­мендации к производству ведется дальнейшая разработка конструкторской документации.

Разработка рабочей конструкторской документации, т. е. выполнение в полном объеме чертежей изделия и отдельных деталей, необходимых спецификаций.

Разработку проекта нового изделия выполняют обычно два специалиста — дизайнер и конструктор. Приоритет в разра­ботке проекта принадлежит дизайнеру. Он определяет вне­шний вид изделия, его функцию и принципы конструктивно­го решения, а конструктор воплощает уже готовые решения в чертежи.

Отметим общие принципы разработки нового изделия и общие требования к его конструкции, которые должны реали­зовать дизайнер и конструктор в процессе проектирования.

На стадии технического предложения и эскизного проек­тирования дизайнер (он выполняет эти этапы) руководствует­ся следующими требованиями и положениями:

1. Конструкция изделия, его форма, размеры, количество и объемы емкостей для хранения, их взаимное расположение в изделии должны приниматься в соответствии с функциональ­ным назначением и эргономическими требованиями, а также с учетом стилевых предпочтений.

Принципы проектирования мебели2. Конструктивная схема изделия должна обеспечивать технологичность его изготовления, простоту сборки и удобство эксплуатации при минимальной материалоемкости.

3. Элементы и сборочные единицы должны быть макси­мально унифицированными и взаимозаменяемыми, обеспечи­вать поставку изделий без предварительной сборки.

Принципы проектирования мебели4. На основе унификации элементов и приемов комбинато­рики должны разрабатываться многовариантные компоновоч­ные схемы изделий и на этой базе должен создаваться разно­образный ассортимент — от простейших изделий до сложных наборов.

5. Конструкционные, облицовочные и отделочные материа­лы должны выбираться с учетом наибольшего соответствия их свойств эксплуатационным требованиям к изделию, его надежности, безопасности, а также эстетическим требованиям. Кроме того, при выборе материалов должны учитываться эко­номические требования — минимальный расход материалов, оптимальные технологические режимы его переработки, обес­печивающие наибольший полезный выход заготовок, мини­мальные трудозатраты и т. д.

Принципы проектирования мебели6. В конструкции изделий необходимо предусматривать различные варианты облицовочных материалов, цветовых ре­шений, отделки, приемы декорирования, что дает дополнитель­ную возможность увеличить их разнообразие при практиче­ски тех же условиях производства.

7. Конструкции изделий должны быть надежными и дол­говечными в соответствии с предъявляемыми к ним стандар­тными требованиями.

Добавим, что приведенные конструктивные требования (первого, дизайнерского уровня) должны в полной мере согла­совываться с техническими правилами конструирования (тре­бованиями второго, конструкторского, уровня).

Принципы проектирования мебелиВ процессе эксплуатации изделия подвергаются механи­ческим нагрузкам, а также воздействиям переменных темпе­ратур, влажности воздуха и др. В результате отдельные эле­менты изделий при несоблюдении правил конструирования могут изменять свою форму и размеры, а возникающие напря­жения могут оказаться выше критических и вызвать разру­шение соединений и других элементов. В связи с этим при разработке рабочего проекта конструктор должен соблюдать следующие технические правила, т. е. требования второго, конструкторского, уровня:

1. Сечения щитовых и брусковых деталей, воспринимаю­щие значительные внешние нагрузки, должны приниматься с таким расчетом, чтобы их деформации за время эксплуатации изделий не превышали допустимых величин.

2. При конструировании изделий необходимо учитывать волокнистое строение древесины. Направление внешних сжи­мающих и растягивающих сил должно совпадать с направле­нием волокон древесины, а изгибающих — быть к ним пер­пендикулярным. При отклонении волокон от направления сжимающих сил на 5, 10, 15 и 45° прочность древесины при скалывании уменьшается соответственно на 4-8, 8-15, 10-28 и 50 %. В связи с этим криволинейные нагруженные детали с малыми радиусами кривизны необходимо изготавливать из гнутых, гнутоклееных или гнутопропильных заготовок.

3. Оптимальная конструкция детали та, в которой участки, воспринимающие повышенные напряжения, имеют увеличен­ное сечение, прочность и жесткость, а воспринимающие малые напряжения — наоборот, т. е. весь материал в детали и изде­лии должен работать равномерно, а вся конструкция изделия должна быть равнопрочной. В связи с этим приемлемыми се­чениями деталей могут быть пустотелые, ячеистые, с перемен­ной плотностью, жесткостью и т. д. Одновременным должен быть физический износ различных элементов в изделии, т. е. оно не должно иметь слабых звеньев, которые бы преждевре­менно выводили из эксплуатации все изделие.

Принципы проектирования мебели4. Детали изделий следует конструировать так, чтобы коле­бания их размеров и формы были минимальными. Для этого широкие детали необходимо делать не из цельной древесины, а из отдельных делянок. Коробление клеевых конструкций зави­сит от размера отдельных делянок и расположения волокон, так как усушка и набухание древесины в радиальном и тан­генциальном направлениях неодинаковые. Принято, что шири­на делянок не должна превышать толщину более чем в 1,5 раза. При ширине более 100 мм деталь всегда должна быть клееной. Это правило необходимо соблюдать при изготовлении мебельных щитов из массивной древесины, которые находят все более широкое применение в производстве мебели.

При возможности щитовые детали лучше изготавливать из нескольких слоев с перпендикулярным расположением воло­кон в смежных слоях (типа фанеры). Линейные размеры та­ких щитов практически не изменяются, при этом стабиль­ность их формы находится в прямой зависимости от количе­ства склеенных слоев.

5. Конструкции изделий мебели должны быть такими, чтобы возможные отклонения размеров и формы деталей, а также неточности сборочных работ минимально, а то и вовсе не влияли на внешний вид и качество функционирования из­делий. Например, вместо вкладных дверей и передних стенок ящиков следует предусматривать накладные; в соединениях элементов желательны уступы и платики, которые будут скрывать несовпадение плоскостей; опоры изделия должны быть регулируемыми по высоте с целью точной его установки на полу комнаты и т, д.

6. При конструировании мебели необходимо принимать рациональные способы соединений, оптимальное количество шкантов, стяжек и т. д., правильно назначать допускаемые от­клонения размеров и формы деталей, шероховатость их повер­хностей и т. п.

Принципы проектирования мебели

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.



elitnamebel.ru